среда, 21 октября 2015 г.

Самообразование учителя начальных классов Никулиной Маргариты Владиславовны

Тема «Деятельностный метод в развитии познавательных процессов у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Учительство нашей страны в настоящее время столкнулось с необходимостью внести изменения в свою работу в соответствии с современными вызовами: учить не только всех, но и каждого, учитывая интересы, способности и возможности; учить для жизни, то есть формировать знания, умения и ценности, которые станут основой активной жизненной позиции их учеников в будущем и помогут им адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Стандарты второго поколения трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета.
Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Начиная работать по ФГОС, я столкнуласьс проблемой, которая возникает в силу создавшейся ситуации в связи с введением стандартов второго поколения. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, умений и навыков. Основные задачи образования сегодня — не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать универсальные учебные действия, обеспечивающих школьникам умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Таким образом, учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике.Важно осознать, что деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями…
С понятием «деятельностный подход» всё ясно, учителю, освоившему любую из развивающих систем, будь то система Л.В.Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон и т.д.
Придя работать в гимназию в 2010 году на первый класс, выбрала для обучения детей систему Л.В. Занкова. Проработав по этой системе четыре года, обучая детей с 1-го по 4-ый класс, поняла, что именно, сформированность у младшего школьника регулятивных учебных действий максимально обеспечивает реализацию умения «учиться самостоятельно», а значит деятельностного подхода в обучении. В связи с этим в этом году выбрала для самообразования заявленную тему, предполагая, что работа над этой темой поможет выйти из проблемной ситуации в условиях реализации ФГОС.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Маргарита Владиславовна!
    Поздравляю Вас с первой публикацией в блоге! Рада, что Вы с нами и в творческом поиске!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за дружескую поддержку! Мне это очень необходимо!

      Удалить