вторник, 1 декабря 2015 г.

Селихова Е.Г.: Зарубежный и отечественный опыт самообразования педагога

Одна из особенностей нашего мирового современного общества заключается в признании истинной ценности творческой самостоятельности личности. Именно на личность, способную повышать свой образовательный статус, не только в рамках узкой профессиональной направленности, но иметь навыки и умения решать разноплановые трудовые задачи, будь то технические вопросы или из сферы гражданско-правовой, экономической. 
Такая потребность напрямую связана с переходом на конкурентоспособный рынок труда, в котором, функционируют свои экономические законы. 

Поэтому, чтобы достичь определенных результатов, каждый педагог должен понимать причины появления такого явления как самообразование педагога. Но не только, ведь и сам образовательный процесс предполагает наличие обязательных моделей и механизмов, которые бы могли обеспечить в будущем именно, таких граждан общества, которые бы прекрасно понимали необходимость повышения уровня своей культуры, своего профессионального мастерства, могли бы самостоятельно осваивать учебные программы, относились к вопросам повышения своей будь то юридической, компьютерной, экономической и какой-либо другой грамотности с инициативой, творчески. 
Именно сейчас рынки труда пестрят объявлениями об открытых вакансиях в крупные фирмы на должности преподавателей, с опытом чтения лекций и организаторскими навыками. Усваивая опыт работы зарубежных стран, набираясь западных методик на самые разные темы от «Лучшие продажи» до «Как стать самым счастливым?», кадровые менеджеры набивают актовые залы своими сотрудниками для повышения образовательного и профессионального статуса. Но всегда ли это необходимо и приносит нужные результаты? Отнюдь. 
В том переходном состоянии в котором на данный момент находится система образования очень важно не забывать про великий отечественный опыт, который может и недостаточно уделял внимания профессиональному образованию педагогов (а как мы видим из статьи о самообразовании Е.М. Глазковой, все-таки научные труды по этому вопросу имеются), но был признан международным образовательным сообществом. А поэтому я отношу себя к той категории педагогов, которые безусловно поддерживают реформы, но реформы, адаптированные к нашим условиям, с учетом традиций и культуры нашей страны, с учетом того богатого педагогического наследия в лице таких авторов как  С.Т.Шацкий, Каптерев, К.Н. Венцель, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д.Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.С.Макаренко. 
Учитывая наш недавний коммунистический опыт и наш нелегкий переход к демократизации общества, ко многим реформистским явлениям мы не всегда были готовы. И хотя само явление в нашем образовании вовсе не ново, ведь еще Я. Каменский в «Великой дидактике» утверждал о необходимости поиска форм и методов при которых именно учащиеся самостоятельно могли образовываться, а учителя бы меньше учили. Но Я. Каменский имел ввиду непосредственно самообразование учащихся. А к вопросу самообразования педагогов мы все чаще и чаще вынуждены обращаться к странам Запада, в которых уже сложился большой опыт и достаточный материал по изучению данного вопроса. 
Если мы зададимся вопросом в чем состоит успех самообразования в современных условиях, то натолкнемся на важные составляющие компоненты познавательной деятельности человека:
- во-первых педагог ясно осознает необходимость в приобретении дополнительных сведений и информаций, навыков и умений для целей самообеспечения, повышения профессионального мастерства и необходимость переквалификации. 
-   во-вторых для получения педагогом новых научных знаний, определенным образованием уже надо обладать, высоким умственным развитием, необходимыми навыками и умениями в работе с научным материалом, подбирать другие источники, способность формулировать цели и задачи, ясно и четко уметь излагать их на бумаге, планировать последовательные шаги поиска ответа на вопросы и т.д. 
- возможно, самый основной компонент в успешном результате самообразования - это личное желание педагога получить знания.  Популярное на сегодняшний день слово «мотивация», которое я бы с легкостью заменила на «заинтересованность». Именно личная заинтересованность педагога в получении необходимой ему научной информации, овладении навыками и умениями принесет необходимые результаты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий