Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

понедельник, 29 января 2018 г.

Мы в силах мир переменить, ведь дети - точка нашей опоры!


Бездушие, равнодушие, бездуховность, что это- пандемия современности или надуманная проблема?
Входя в класс и видя 30 пар любопытных и пытливых глаз отбрасываешь, плохие мысли и окунаешься в мир истории, археологических находок, развития человеческого общества. Но наблюдая со стороны, как мои милые пятиклассники ведут себя друг с другом, как равнодушно реагирую на боль товарища, как деловито отворачиваются от нуждающегося в помощи, понимаешь, что они не знают… не умеют…не понимают, что ближние нуждаются в их сострадании, соучастии, сопереживании.
Как часто мы слышим, «мне все равно»? Каждый день, каждый час. Равнодушные глаза, равнодушные слова, равнодушные люди. Душа лишенная состарадания, тело лишенное души. Бездушие – бесчувственность к страданиям близкого, черствость, холодность, себялюбие. Равнодушие – состояние человека, безучастное, лишенное интереса пассивное отношение к окружающему миру.

Пороки современности. Кто без греха – брось камень. Кто из нас малодушно не отворачивался на отдыхе от подвыпившей и шумной кампании, разбрасывающей на пляже бутылки? Кто не считал, про себя до 10, сидя в кинозале и слушая хруст попкорна вокруг? Кто не смотрел сосредоточенно в окно, когда водитель маршрутки себя вел по-хамски? Мы все в большей или меньшей степени заражены.
Только собственная боль, или не удача способны поднять внутри бурю чувств. Многие больны нарциссизмом…я и только я, мир…вселенная…я – микрокосмос.



Я…я…снова я…как я хорошо выгляжу…а это я и дерево…я и одноклассники…Весь мир сжался с одну точку… Девочки-подростки в своем большинстве не в состоянии оторваться от самолюбования, бесконечных селфи и выкладывания фотографий в инстаграм. В кафе и пиццериях молодежные кампании уже не шумят как прежде, не спорят и не дискутируют, каждый сосредоточенно занят своим планшетом, телефоном, ноутбуком. Даже влюбленные пары которым по самоопределению положено смотреть друг на друга не отрываясь, сосредоточенно, я бы сказала, с упорной маниакальностью уткнулись в свои гаджеты.
Входя в класс и видя 30 пар любопытных и пытливых глаз, отбрасываешь плохие мысли, окунаешься в мир истории, археологических находок, развития человеческого общества. Но наблюдая со стороны как мои милые пятиклассники ведут себя друг с другом, как равнодушно реагируют на боль товарища, как деловито отворачиваются от нуждающегося в помощи, понимаешь, что они не знают… не умеют…не понимают, что ближние нуждаются в их сострадании, соучастии, сопереживании.

Как часто мы слышим, «мне все равно»?
Каждый день, каждый час.

Пороки современности. Кто без греха – пусть тот бросит камень. Кто из нас малодушно не отворачивался на отдыхе от подвыпившей и шумной компании, разбрасывающей на пляже бутылки? Кто не считал про себя до 10 сидя в кинозале и слушая хруст попкорна вокруг? Кто не смотрел сосредоточенно в окно, когда водитель маршрутки себя вел по-хамски? Мы все в большей или меньшей степени заражены. Только собственная боль или неудача способны поднять внутри бурю чувств. Многие больны нарциссизмом - я и только я, мир…вселенная…я – микрокосмос. Я…я…снова я…как я хорошо выгляжу…а это я и дерево…я и одноклассники… Любое происшествие на улице встречает бурную реакцию, но не естественную для социума - помочь, поддержать, защитить, а снять…успеть выложить в социальную сеть и получить лайк. В душах наших детей поселилась пустота. Кто виноват? Риторический, исконно русский вопрос, но по самоопределению абсолютно бесполезный. Искать виновного можно долго, расковыривая язвы общества все глубже и глубже. Да и цель моих изысканий несколько иная. Что делать? Что можно сделать, имея то, что мы имеем. Как вернуть блеск в глазах нашим детям? Как научить не проходить мимо упавшего человека? Как вернуть им радость от ощущения ветра на лице, от созерцания заката, от счастье держать кого-то за руку? Как детям вернуть детство? Система образования и воспитания, всегда была, есть и будет триединой. Родитель – ребенок - школа, утрачена хоть одна связующая ниточка – утрачен смысл воспитания и образования. Отторгните родителя, не вовлекайте его в работу, воспитание превращается в сумку с одной ручкой – самим нести тяжело, а бросить жалко. Поэтому только совместное взаимодействие и сотрудничество даст необходимую платформу для решения поставленных задач.



Равнодушные глаза, равнодушные слова, равнодушные люди. Душа, лишенная сострадания, тело, лишенное души. Бездушие – бесчувственность к страданиям близкого, черствость, холодность, себялюбие. Равнодушие – состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему миру.

Гимназия № 18 имеет богатейшую историю, как у всех были и необычайные успехи, были и неудачи. Сейчас многие из нас, педагогов, понимают необходимость изменений, изменений прежде всего нас самих. Идёт поиск новых, порой непривычных путей решения проблем детской, да порой и взрослой - бездуховности, равнодушия, душевной черствости. Недостаточно просто классных часов, уроков ОПК и ОРКСЭ, необходимо создание качественно новой модели уклада школы. Создание особого порядка в организации работы всей гимназии, в единой связке: Родитель -Ученик - Учитель. Порядка, где бы нравственные и идеологические устои жизни, отвечали нашим потребностям, порядка, который бы учитывал психофизиологические особенности наших детей, порядка, в котором бы нам всем вместе комфортно жилось и сосуществовалось в одном образовательном пространстве.

Гимназия третий год работает над инновационной моделью, и совершенно неожиданно для нас самих, практически дойдя до конечной точки, мы обнаружили, что это всего лишь резкий поворот. Самообразование привело нас к новым горизонтам и осознанию новых проблем.

Бездуховность, бездушие, равнодушие, пустота в душе порождают новый ком проблем: отсутствие мотивации к плодотворной деятельности, агрессию, направленную на нарушителей твоей зоны комфорта, нежелание, а иногда и сопротивление любым переменам. Любая проблема разрешима, значит, разрешима и наша, только работа должна быть системной, контролируемой, целенаправленной. Осознание проблемы – это уже половина дела. Мы только встали на новый путь, сказать, что имеем мгновенные результаты, пока нельзя. Однако мы начали движение, которое рано или поздно приведет нас к цели, к решению поставленных задач.

Что мы планируем сделать, о чем еще пока мечтаем? Итак, вернемся еще раз к корню составляющей. Три составляющих нашей образовательной модели должны слаженно и во взаимодействии работать.

Родители. Практически прошло время родителей времен 90-х. Нынешнее поколение родителей - детоцентрики. Ребенок в семье – центр семейного мира. Ему все можно, многие увлечены японской системой воспитания, начальная школа – период соревнования между родителями, кто лучше рисует, кто быстрее решает задачи, кто финансово состоятельнее. Ребенок «обкладывается ватой» как елочная игрушка, не имея права ошибаться, разбивать коленки, получить двойки, самостоятельно решать школьные задачи. Заботливая армия бабушек и дедушек, мам, пап, и прочих родственников решат любую задачу. Вот только «прожить жизнь за своего ребенка, правильную жизнь, не получится». Поэтому наша первоочередная задача убедить наших родителей позволить своему ребенку ошибаться, не пытаться из него сделать идеальную безликую куклу.

Вовлечение в работу наших родителей предполагает реализацию ряда мероприятий. Во-первых, показать родителям проблему бездуховности, бездушия наших детей со стороны (тематические фотоподборки, игра в спецрепортеров, работа школьных психологов). Здесь мы действуем по принципу – хочешь решить проблему посмотри ей в глаза. Во-вторых, запланированы мероприятия для педагогов, совместные с психологами семинары и тренинги, проведение школьных праздников, экскурсий совместно с родителями.

Учителя. Учительский коллектив – это особый мир, со своими правилами, нормами, корпоративной этикой. С одной стороны, мир такой прогрессивный, а с другой - такой консервативный. Работа инновационной площадки над темой самообразования неожиданно вывела нас на новую плоскость проблемы. Для продуктивной и результативной работы необходимо быть крайне последовательным (занимаешься самообразованием как результат меняется кругозор и мировоззрение, вслед за тобой меняется твой ученик, меняется образовательное поле, трансформируются связи, ученик уже не объект и не субъект, а каждую минуту вы с ним меняетесь ролями: учите вы, учат вас). Теперь для продуктивной работы недостаточно профессионального предметного мастерства, ты должен понимать и разбираться в психологии, половозрастных особенностях ученика, гендерной поведенческой специфике, работать с разными право и левополушарными детьми. Изучение детской психологии становится неотъемлемой частью твоего самообразования. В этом направлении на текущий год запланирована масса методических мероприятий: тренинги, семинары с психологами, конференции. Вторая сторона, это такая же проблема равнодушия – только со своей особенностью. Взрослые понимают, что хорошо, а что плохо, они в состоянии ранжировать свои приоритеты. И вот тут желание уберечь себя от лишних хлопот начинает превалировать. Ведь легче ничего не делать, чем пытаться изменить мир вокруг себя, тем более аксиома, что «систему не изменить» прочно вложена в наши головы. Безусловно, есть и исключения, есть коллеги у которых «горят глаза», у них есть и время и возможности и желания, творить.

А давайте мы будем смотреть на облака,- говорит один из таких с «горящими глазами».



Воооон-то облако похоже на кусок ваты, а вооон- то, на перья. А еще можно делать облака своими руками прямо на уроке. И вот уже «загорелись глаза» и у ребят. «А можно!», «А можно? Сделать селфи с облаками?», а можно и не селфи, можно просто фотографии. Как прекрасен мир. И у этих самых…равнодушных вдруг падает пелена с глаз – мир, как ты прекрасен. И нет в этом мире места для ненависти, злости и зависти. Есть только безграничное счастье и радость! «Ведь можно…» - говорю я себе, закрывая дверь к этому с «горящими глазами». «Можно…» - вторит мне эхо школьных коридоров. «Можно!» - отзываются детские сердца. Вот так каждый день эти с «горящими глазами» спасают тысячи сердец.

Ученики. А вот это звено, как бы это не звучало парадоксально, самое трансформационное. Любая новинка обречена как минимум, на любопытную реакцию. Детская психология тем уникальна, что она практически свободна от стереотипов. Любая инновация, даже априори нереализуемая, не имеет запретительных барьеров в детских головах. Но эта идея должна быть интересна, импульсивна, поддержана детским коллективом, направляема и контролируема учительским активом.

В сентябре, например, мы в гимназии запустили акцию «Мне не все равно!». Пятиклассникам было предложено, направить свое желание фотографировать, в продуктивное русло. Ищем недостатки в нашей окружающей жизни и пытаемся с ними посильно справится. Таким образом, рушим матрицу – инстаграм-селфи-самолюбование, заменяя ее на продуктивную и активную гражданскую позицию. Увидел, что бежит вода из фонтанчика, выключи и сфотографируй, валяется пустая бутылка – подними и выброси, кто-то нарушает школьную дисциплину - скажи и сфотографируй. Запуская подобную акцию, мы рассчитывали на цепную реакцию всех гимназистов и учителей. Сказать, что мы сумели заразить многих, пока еще нельзя. Но ведь начало положено. А это главное! И вот уже мои пятиклассники, бегут ко мне на переменах… «а там, сейчас бросили бутылку на лестнице…это же плохо?» «Конечно, плохо»,- и мы вместе идем исправлять вселенскую несправедливость. «Мне не все равно», как заклинание твердит староста одного из пятых классов, найдя 100 рублей в кабинете. И мы с ней вместе спешим к охраннику…найти хозяина.

А до этого были и есть в нашей гимназии, другие ребята и другие дела. И «тимуровское движение»: с уборкой территорий, озеленением улиц, помощью ветеранам Великой Отечественной войны, волонтерским движением. И «геопатриотизм» - активная поддержка, посредством голосования, проекта участника Национальной премии «Хрустальный компас», Александра Владимировича Белоусова, "Западный Кавказ - горная страна тысячи озер". И многое другое, о чем за короткий миг и не расскажешь!

А ведь главное, что мы меняемся. Все вместе. Очень медленно, очень больно, как бабочка из гусеницы. Но рано или поздно мы изменимся сами и изменим мир, который вокруг. Потому, что нам «не все равно»!

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Юлия! Нам тоже не все равно! Мои ребята учатся сопереживать, поддерживать и, по возможности, помогать друг другу. Они открыты и искренни в своих душевных порывах, волонтерское движение тому доказательство... Ольга Заплитная, МОУ "Гимназия № 6 г.Донецка", ДНР

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Юлия! Нам тоже не все равно! Мои ребята учатся сопереживать, поддерживать и, по возможности, помогать друг другу. Они открыты и искренни в своих душевных порывах, волонтерское движение тому доказательство... Ольга Заплитная, МОУ "Гимназия № 6 г.Донецка", ДНР

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая, Ольга! Мы рады с вами обмениваться пока хоть и краткими. но такими важными для нас сообщениями. Значит мы движемся в нужном направлении. Наши волонтеры тоже активные участники, всех городских мероприятий. Так важно научиться слушать и слышать наших учеников. Научить быть их неравнодушными!

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!