Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

четверг, 7 марта 2019 г.

Современные проблемы читательской грамотности школьников

Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте поговорим с Вами о читательской грамотности школьников. Мне, как учителю предмета гуманитарной направленности, очень хочется обратить внимание учителей и родителей на тот факт, что читательская грамотность школьников находится на достаточно низком уровне.
Во времена новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: "Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения".

Что же такое читательская грамотность?
По определению PISA, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Состояние чтения школьников — это результат целого комплекса факторов. Во многом ухудшение читательской грамотности обусловлено учебной перегрузкой и снижением мотивации к чтению. Ещё один существенный фактор — отсутствие системы развития читательской компетентности, недостаточное введение новых методик обучения чтению. Как показывает опыт, внедрение в работу учителей новых методов и подходов к обучению школьников может изменить ситуацию к лучшему.
Проблемой читательской грамотности обеспокоены не только в России, но и во всем мире.
Можно обозначить общие тенденции, которые проявились в последнее десятилетие.
1. Повышение уровня грамотности всех групп населения с акцентом на образовании школьников и роли семьи.
В рамках этого направления ставятся задачи уменьшения числа слабых читателей — малограмотных, плохо читающих детей и подростков. С этой целью проводятся различные изменения в системах обучения школьников, повышается компетентность педагогов как учителей чтения и т.д.
2. Развитие мотивации к чтению и поощрение чтения для удовольствия у детей и подростков, юношей и девушек.
В современных национальных программах поддержки чтения акцент часто делается на том, чтобы вернуть радость чтения, т.е. обеспечить получение удовольствия от чтения. Особое внимание уделяется активизации чтения школьников, подбору для них наиболее интересных современных книг. Специалисты фокусируются на стимулировании подрастающего поколения к чтению, а также на улучшении чтения в семье начиная с раннего возраста детей.
3. Работа с семьёй в раннем детском возрасте. Повышение читательской грамотности у родителей. Создание атмосферы поддержки чтения в семье.
4. Усиление работы с мальчиками, которые не любят читать.
Согласно результатам проведённых в последние десятилетия исследований, мальчики читают хуже девочек, что вызвано целым комплексом причин. Задачу улучшить чтение мальчиков поставили перед собой многие страны, в том числе Норвегия, Великобритания, Германия, Сингапур и др.
В условиях, когда текста становится всё больше, возрастает роль книжных гидов — библиотекарей и педагогов. Меняющийся характер чтения и новые читательские практики ставят перед специалистами новые задачи. Сегодня им важно видеть перспективы и грамотно использовать новые технологии.
Благодаря развитию новых информационно-коммуникационных технологий характер чтения и читательские практики большинства населения значительно меняются. Чтение и детей, и взрослых становится всё более поверхностным; служащим единственной цели — получению информации. В то же время и традиционная книжная культура получает новые возможности приобщения к чтению тех, кто имеет низкий уровень читательской грамотности, но понимает важность образования и хочет читать.
Таким образом, становится очевидно, что роль учителей и родителей в развитии читательской грамотности школьников огромна. Именно мы можем подсказать детям хорошие книги и объяснить им все выгоды и плюсы чтения.

1 комментарий:

  1. Очень познавательно, большое спасибо за предоставленную информацию.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!