Здравствуйте, коллеги!
Хочу рассказать о своей работе над темой по самообразованию "Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников".
В качестве эпиграфа к своей работе я взяла слова советского писателя Леонида Леонова: «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда»
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека.
В 2012 году Президент России Владимир Путин обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, отметил значимость духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитании детей и молодежи. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Целью программы по гражданско-патриотическому воспитанию в гимназии является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Одним из важных направлений гражданско-патриотического воспитания, которое я использую в своей работе как учитель истории, обществознания и кубановедения и классный руководитель – это музейные уроки.
Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка.
Музейные уроки способствуют возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города, края в богатой истории страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.
В рамках реализации программы патриотического воспитания учащиеся часто посещают различные выставки и экспозиции музеев города Краснодара: Краснодарский государственным историко-археологический музеем – заповедник им. Е.Д. Фелицина, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Большое значение в реализации патриотического воспитания обучающихся имеет музей военной техники «Оружие Победы» и выставочный зал боевой славы.
В музее собраны сотни экспонатов. И все они, от боевого миномета до детских рисунков на военную тему, свидетельствуют о мужестве наших земляков. Большая часть экспонатов выставочного зала была передана в музей из семейных архивов ветеранов Великой Отечественной войны. Такие музейные уроки дают возможность нашим детям узнают, какой ценой досталась Победа советскому народу, о воинах кубанцах, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.
Особую роль в воспитательной работе занимают экскурсии в небольшие музеи нашего города.
Музей Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
ММузей Союза ветеранов Афганистана, организованный Прикубанским окружным отделением «Российского Союза ветеранов Афганистана».
Отправляясь в поездки с классом по Краснодарскому краю и России, обязательной частью экскурсионной программы является посещение музеев.
В преддверие празднования 70-летия Великой Победы значимой стала поездка в Республику Крым и посещение Аджимушкайских каменоломен, которые стали в годы Великой Отечественной войны местом дислокации части войск Крымского фронта, оборонявших Керчь.
Экскурсии, музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений.
В 2011-2012 учебном году, став классным руководителем 5 Д класса, решила создать в нашей классной комнате маленький музей. Основой экспозиции стали несколько вещей, которые достались в наследство кабинету от предыдущих классов – несколько глиняных черепков и военная каска.
Идея создания музейной комнаты заразила не только меня, но и моих учеников и их родителей. Так у нас появились настоящая прялка, коромысло, горшки, чугуны, керосиновая лампа и многие другие предметы кубанской домашней утвари.
В течение четырех лет ведется работа по созданию тематических экспозиций нашей музейной комнаты «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «История Кубанского казачьего войска», «Родная старина». Много экспонатов собрано самими учениками: монеты и бумажные деньги советского периода, предметы быта, привезенные из станиц и сел ребятами после каникул. Значение такой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности материала представленного в экспозициях музейной комнаты. Ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, бабушки и дедушки, друзья, соседи делают историю своего города, края, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Работа по созданию музейной комнаты решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Время скоротечно. Современной школьникам трудно представить прошлое родного города, страны, а особенно лихолетье войны, тяжелое время после нее. И хотя о многом можно прочитать в книгах воспоминаний, увидеть в фильмах, но самым правдивым, будет рассказ участников, потому что это пережито, и осталось в памяти.
Наша классная музейная комната стала местом встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, участниками Сталинградской битвы, узниками концлагерей, тружениками тыла, местом встреч с историей, местом, где передаются не только воспоминания, опыт, но и та любовь к Родине, о которой вслух не говорят, но ради которой совершают подвиг.
Музейная комната нашей гимназии – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями. Формы работы в музее различны: это и ревизия фондов музейной комнаты, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях гимназии.
Настоящее время часто называют временем перемен. Отражая процессы гуманизации и демократизации образования, эти перемены связаны и с жизнью нашей школы. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами. Исходя из этого, я определила комплекс личностных качеств, которые собственно и составляют понятие "патриот". Поэтому всю свою работу, все свои силы я направила на то, чтобы мои ученики стали настоящими патриотами России и Кубани!
Путь учителя истории и классного руководителя тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в знаниях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, на городском, региональном и федеральном уровнях, испытываю гордость и уверена в их будущем выборе жизненного пути.
Хочу рассказать о своей работе над темой по самообразованию "Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников".
В качестве эпиграфа к своей работе я взяла слова советского писателя Леонида Леонова: «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда»
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека.
В 2012 году Президент России Владимир Путин обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, отметил значимость духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитании детей и молодежи. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Целью программы по гражданско-патриотическому воспитанию в гимназии является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Одним из важных направлений гражданско-патриотического воспитания, которое я использую в своей работе как учитель истории, обществознания и кубановедения и классный руководитель – это музейные уроки.
Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка.
Музейные уроки способствуют возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города, края в богатой истории страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.
В рамках реализации программы патриотического воспитания учащиеся часто посещают различные выставки и экспозиции музеев города Краснодара: Краснодарский государственным историко-археологический музеем – заповедник им. Е.Д. Фелицина, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Большое значение в реализации патриотического воспитания обучающихся имеет музей военной техники «Оружие Победы» и выставочный зал боевой славы.
В музее собраны сотни экспонатов. И все они, от боевого миномета до детских рисунков на военную тему, свидетельствуют о мужестве наших земляков. Большая часть экспонатов выставочного зала была передана в музей из семейных архивов ветеранов Великой Отечественной войны. Такие музейные уроки дают возможность нашим детям узнают, какой ценой досталась Победа советскому народу, о воинах кубанцах, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.
Особую роль в воспитательной работе занимают экскурсии в небольшие музеи нашего города.
Музей Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
ММузей Союза ветеранов Афганистана, организованный Прикубанским окружным отделением «Российского Союза ветеранов Афганистана».
Отправляясь в поездки с классом по Краснодарскому краю и России, обязательной частью экскурсионной программы является посещение музеев.
В преддверие празднования 70-летия Великой Победы значимой стала поездка в Республику Крым и посещение Аджимушкайских каменоломен, которые стали в годы Великой Отечественной войны местом дислокации части войск Крымского фронта, оборонявших Керчь.
Экскурсии, музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений.
В 2011-2012 учебном году, став классным руководителем 5 Д класса, решила создать в нашей классной комнате маленький музей. Основой экспозиции стали несколько вещей, которые достались в наследство кабинету от предыдущих классов – несколько глиняных черепков и военная каска.
Идея создания музейной комнаты заразила не только меня, но и моих учеников и их родителей. Так у нас появились настоящая прялка, коромысло, горшки, чугуны, керосиновая лампа и многие другие предметы кубанской домашней утвари.
В течение четырех лет ведется работа по созданию тематических экспозиций нашей музейной комнаты «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «История Кубанского казачьего войска», «Родная старина». Много экспонатов собрано самими учениками: монеты и бумажные деньги советского периода, предметы быта, привезенные из станиц и сел ребятами после каникул. Значение такой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности материала представленного в экспозициях музейной комнаты. Ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, бабушки и дедушки, друзья, соседи делают историю своего города, края, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Работа по созданию музейной комнаты решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Время скоротечно. Современной школьникам трудно представить прошлое родного города, страны, а особенно лихолетье войны, тяжелое время после нее. И хотя о многом можно прочитать в книгах воспоминаний, увидеть в фильмах, но самым правдивым, будет рассказ участников, потому что это пережито, и осталось в памяти.
Наша классная музейная комната стала местом встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, участниками Сталинградской битвы, узниками концлагерей, тружениками тыла, местом встреч с историей, местом, где передаются не только воспоминания, опыт, но и та любовь к Родине, о которой вслух не говорят, но ради которой совершают подвиг.
Музейная комната нашей гимназии – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями. Формы работы в музее различны: это и ревизия фондов музейной комнаты, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях гимназии.
Настоящее время часто называют временем перемен. Отражая процессы гуманизации и демократизации образования, эти перемены связаны и с жизнью нашей школы. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами. Исходя из этого, я определила комплекс личностных качеств, которые собственно и составляют понятие "патриот". Поэтому всю свою работу, все свои силы я направила на то, чтобы мои ученики стали настоящими патриотами России и Кубани!
Путь учителя истории и классного руководителя тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в знаниях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, на городском, региональном и федеральном уровнях, испытываю гордость и уверена в их будущем выборе жизненного пути.
Здравствуйте, Наталья Ивановна! Поздравляю Вас с первой публикацией в блоге! Мне как географу очень созвучны Ваши мысли... А знакомые лица на фотографиях вызывают особые эмоции...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лилия Павловна! Тема гражданско-патриотического воспитания очень многогранна.
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Ивановна! Очень своевременная тема. Знаю, сколько было сделано Вами в этом направлении. Успехов Вам в трудном деле духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитании учащихся гимназии.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Ивановна! Всегда восхищалась Вами...Сегодня как никогда нужно говорить детям о патриотизме, прививать чувство любви к Родине. Вы сеете разумное, доброе, вечное...
ОтветитьУдалить