«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
В течение последних двух лет работаю над темой «Деятельностный метод в развитии познавательных процессов у младших школьников в рамках реализации ФГОС».
В государственных стандартах особое внимание уделяется развитию личности младшего школьника. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать. И решить ее можно в том случае, когда обучающийся станет активным участником учебно-воспитательного процесса.
В государственных стандартах особое внимание уделяется развитию личности младшего школьника. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать. И решить ее можно в том случае, когда обучающийся станет активным участником учебно-воспитательного процесса.
Все мы хорошо понимаем, что
ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний и
умений, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика.
Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность,
которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия.
Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности.
Системно-деятельностный
подход – методологическая основа стандарта начального общего образования нового
поколения. Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным
образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Вот почему сегодня хочу поделиться со своими коллегами
полученными знаниями в результате своего самообразования.
Деятельностный метод обучения – это
организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности школьника.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том,
что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при
этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает
систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает
преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,
содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
Принцип целостности – предполагает
формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе,
обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте
каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном
для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и
обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума
(государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности –
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание
в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию
идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает
формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и
адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает
максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе,
приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Использование данного метода в практике
позволяет педагогу грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в
процесс “открытия” нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение
обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап
процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство
учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются
требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность (“хочу”);
устанавливаются
тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
учитель в начале
урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу
удачи (хлопки в ладони);
учитель
предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети
высказываются;
девиз, эпиграф
(“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение
изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение
проблемной ситуации.
Методы
постановки учебной проблемы:
побуждающий,
подводящий диалоги;
мотивирующий
приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной
литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки
и др.)
III. Постановка учебной задачи – 4-5
минут
Цель: обсуждение
затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе
учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого
учащиеся должны:
восстановить
выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг,
операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои
действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на
этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те
конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения
исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе
учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),
согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют
средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых
порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью
исследовательских методов.
V. Первичное закрепление – 4-5
минут
Цель:
проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала).
Используется фронтальная
работа, работа в парах; комментирование,
обозначение знаковыми символами.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен
для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно
выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль,
самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- 7-8 минут.
Сначала детям
предлагаются задания, которые содержат новый
алгоритм, новое понятие.
Затем
предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании
обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей
деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу
ставили на уроке?
Удалось решить
поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили
результаты?
Что нужно
сделать ещё?
Где можно
применить новые знания?
Что на уроке у
вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо
поработать?
и другие.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми
нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому,
что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную
значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим
учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми
целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт
также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе
закрепления новой темы, например, ученикам предлагается придумать для соседа по
парте задание по закрепляемой теме. Необходимо указать, что нужно прослушать не
только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешается
учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней
парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне
достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо
продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае
необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в
роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и
сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника,
так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания.
Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы
то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно
оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя,
корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только
отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой
работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся
говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая,
закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В
традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и
остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом,
проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому,
что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или
разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки
выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс
обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных
методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать
деятельностный подход в обучении младших школьников. Реализация деятельностного
подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших
школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по
предметам, диагностика учебной мотивации, наглядно демонстрируют это
утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения,
позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и
продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Здравствуйте, Маргарита Владиславовна!
ОтветитьУдалитьКак же Вы правы "Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".
Я сказала бы даже больше: ничему нельзя научиться, наблюдая, как это делают другие. Обязательно надо пробовать самому. Пусть будет много проб и ошибок, но если быть настойчивым и упорным, то всё получится.
Не зря же говорит пословица "Терпение и труд всё перетрут"
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за интерес, проявленный к данной теме! Желаю всем нам удачи и терпения!
ОтветитьУдалить