Страницы

воскресенье, 20 октября 2019 г.

О функционально грамотной личности

Формирование функционально грамотной личности, которая стремится активно воздействовать на окружающую действительность и изменять ее к лучшему, является одной из основных проблем современности.  Важным становится требования развивать в себе творческий потенциал, активность, быть социально ответственным, развиваться интеллектуально и быть грамотным человеком.  Каждый из нас знает, что функциональная грамотность закладывает свой фундамент еще с начальной школы. Она   основывается на различных видах речевой деятельности таких как письмо и чтении.

 Как учитель русского языка и литературы не могу не согласиться, что базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. На сегодня умение работать с информацией (а это, прежде всего, чтение) является залогом успеха. Есть такое понятие, как осознанное чтение. Оно дает основу как на уроках русского языка и литературы, так и способствует достичь успеха в любой предметной области.
  На своих уроках я использую различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое; умение комбинировать системы приёмов и анализировать художественный текст. Функциональная грамотность чтения несомненно развивает механизмы речи. Они могут быть разнообразными: сжатый пересказ, выделять главное в тексте, подбирать синонимы и т.д. Все это развивает логическое мышление.
 На уроках литературы роль учителя заключается в том, чтобы направлять помогать и корректировать учащихся: диалоговое обучение, работа в парах, микрогруппах. Диалог позволяет ученикам выражать своё понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, ведь через диалог формируются и развиваются ключевые компетенции каждого ученика. Знаменитые ученые Литлтон и  Мерсер показали в своей работе, как  диалог способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Ученые подчеркнули тот факт, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию.
 На своих уроках, в соответствии с темой, я использую предметные картинки.  Это пазлы-иллюстрации к произведениям, портреты литературных героев, или строки из произведений.
  Формируя детей по группам я использую стратегию «Карусель». Смысл данной стратегии заключается в том, что учитель формулирует проблемные вопросы по количеству групп. Для работы необходимы цветные маркеры, листы с вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно, дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. После «карусели» работы учащихся закрепляются магнитами на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Благодаря этому мы вместе с детьми определяем, какая же из групп учащихся ответила лучше.
    Проведение подобных нестандартных уроков имеет немалое значение в формировании функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы, способствует развитию их творческих и поисковых способностей.  
    На личном примере убедилась, что именно литературное образование помогает учащимся проживать жизнь главных героев, уметь выражать и доказывать свое мнение.  От атмосферы урока зависит многое. Именно в такие моменты учитель способен разглядеть проблемы ученика, умеет управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.



7 комментариев:

  1. Здравствуйте,Лия Николаевна! Проживать жизнь литературных героев - это сложно, но очень обогащает ребёнка внутренне...
    Знакомые стены кабинета!)))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам доброго дня, Лилия Павловна. В целом такой предмет, как литература очень творческий и сложный, но именно здесь раскрывается творческий потенциал детей. Хотя и на Вашем уроке дети показали свои таланты. Рэп на уроке это круто!

      Удалить
  2. Добрый день! Вы правы,нестандартные уроки - это именно то, что нужно современным ученикам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. К большому сожалению современные дети в целом мало читают. Им интереснее посидеть в гаджетах. Вот и приходится применять нестандартные приемы, чтобы было наглядно и ярко. Сейчас мало чем удивишь учеников.

      Удалить
  3. Добрый день, Лия Николаевна!
    Какую прекрасную тему Вы подняли: действительно, творческие уроки очень сильно вовлекают учеников. Мне тоже близок именно такой подход. Ваша публикация помогла мне придумать несколько идей, которые с удовольствием реализую на своих уроках.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день. Лия Николаевна! Интересно написали. Очень жду от вас статью уже для нашего сборника.Наша Тамара Степановна, идею выпуска сборника одобрила.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Лия Николаевна за статью.
    Часто ребята не вникают в суть прочитанного текста, без разницы урок литературы это или урок физикм. Текст читается бездумно и "механически". Я думаю пару идей можно будет применить и в своей практике. Современных ребят часто приходиться заинтересовать.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!