Страницы

воскресенье, 27 октября 2019 г.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами.
Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, метод проектов, видеопутешествия и т.д.
Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках использую видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции Великобритании и англоговорящих народов. Просмотр фильмов, таких как «Лондон» и др. вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле школьников.
Проблемы, рассматриваемые учащимися самые разнообразные: от исторических памятников до культуры поведения, обычаев и праздников. В группы по разработке описания исторических объектов или по составлению туристических маршрутов включаются учащиеся с разным уровнем подготовки. Поэтому каждому находится задание по силам. Продуктом проектов становятся и газеты, экскурсионные маршруты, буклеты. А для их составления необходимо пользоваться информацией, часто на английском языке. И как следствие, частое обращение к словарям, запоминание иностранных слов, формирование навыка построения диалога, т. к. учащиеся готовят вопросы к выступающим.
Осмысленное обучение предоставляет учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем.
Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: ученики не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью, под которой понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Новые государственные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Он умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. При составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Так, к примеру, в исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: oдин из первых уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации.
Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Такие задания могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте.

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
1.Текст должен быть ученику интересен.
2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
3.Текст должен развивать кругозор.
4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст
7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
8. Объем текста не должен превышать норму.
9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
10.Текст должен быть структурирован.

Чтение связано с аудированием. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая – вслух или про себя, - человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Большинство методистов считают, что на начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, тексты следует строить на знакомом языковом материале. Лишь на продвинутом этапе можно включать неизученный языковой материал. Следует формировать умения догадываться о значении слов, явлений, а также понимать смысл фраз и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов. Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи.

Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи. Так как контроль понимания услышанного может преследовать разные цели: с полным пониманием, с общим охватом содержания, с извлечением специфической информации, можно сделать вывод, что при контроле указанных объектов понимания при аудировании проверяется сформированность умений в той или иной степени полно, глубоко и точно понимать, а также дифференцировать, оценивать, перерабатывать поступающую по слуховому каналу информацию на иностранном языке.

4 комментария:

  1. Спасибо, Ксения Игоревна, за интересный материал. ВО многом Ваша работа перекликается с работой на уроках литературного чтения.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за полезный материал. Ксения Игоревна, функциональная грамотность это та самая болевая точка с которой сталкивается каждый учитель так или иначе. У вас в статье есть практичные советы, думаю воспользуюсь в работе.

    ОтветитьУдалить
  3. Ксения Игоревна, как учитель географии я очень далека от уроков английского языка, но если разобраться, то правила отбора текста, которые Вы предлагаете, во многом актуальны и для уроков географии!

    ОтветитьУдалить
  4. морозова лидия александровна6 ноября 2019 г. в 21:32

    Ксения Игоревна, спасибо за возможность узнать как на проблему смотрит молодое поколение коллег,а это значит возможность посмотреть мне как представителю более старшего поколения получавшего образование совершенно в других условиях посмотреть на проблему по-новому.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!