Страницы

понедельник, 28 октября 2019 г.

Формирование математической грамотности в начальной школе

Работа учителя начальной школы направлена на формирование функциональной грамотности учеников, которая состоит из нескольких аспектов:
-математическая грамотность;
- языковая грамотность;
-читательская грамотность;
- информационная грамотность.

Как сформировать математическую грамотность?
Работа должна вестись системно и поэтапно:
1 уровень. Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.
2 уровень. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.
3 уровень. Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить её средствами математики, построить модель решения.


Главная цель- научить детей применять полученные знания, а решать эту задачу можно на любом учебном содержании с помощью следующих видов заданий:
-выполнение письменных вычислений;
-выполнение арифметических действий над числами (устно);
- использование свойств арифметических действий для выполнения вычислений (устно);
-решение текстовых задач, связанных с покупками, измерением, взвешиванием.

Уже в 1 классе закладываются основы функциональной математической грамотности. Дети учатся ориентироваться в клетке при письме цифр или, например, моделировать. Все способы действий, данные в учебниках, важны для учителя, который смотрит на материал под углом формирования математической грамотности.

-Не все задачи имеют только один метод решения. Выслушаете разные предложения детей и обсуждайте их, выбирая целесообразный способ.

-Очень важно практические действия- чаще предлагайте ученикам измерять, сравнивать, работать в команде, а потом объяснить свои манипуляции.

Как проверить уровень математической грамотности? Для этого необходима диагностика, которая позволит не только оценить знания, но и понять причины трудностей, и определить способы их устранения.

Олимпиады отлично стимулируют интерес детей к точной науке. В целом же, наши ученики показывают неплохой уровень математической грамотности. Они демонстрируют успехи не только по шкалам "Вычисление", "Геометрия", "Числа", но и по шкале "Рассуждения". Наши дети готовы справляться с нестандартными вопросами, сюжетами, проблемами, возникающими при выполнении заданий, но только с помощью семьи и школы, разумеется.

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, Тамара Михайловна!Полезный материал, думаю важно чтобы эта информация доносилась и до родителей. Ведь большинство из них наивно полагает, что и воспитание и образование это исключительно забота школы и учителей, забывая, что их прямая обязанность это социализация ребенка. Формирование разнообразных навыков в том числе читательских,математических, компьютерных, общекультурных происходит прежде всего в семье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день.Спасибо , за проявление интереса к моей работе и отзыв!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Тамара Михайловна! Читаю и понимаю, что каждое слово - реальный опыт, который наработан и постоянно совершенствуется! Вот бы и родители были столь же неравнодушны, ВМЕСТЕ с учителями начальных классов развивали бы в своих детях математическую грамотность! ВМЕСТЕ всё получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер.Лилия Павловна,спасибо Вам за добрые слова и помощь! Опит работы у меня большой буду делиться со всеми желающими.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Тамара Михайловна!
    Благодарю за интересный материал, который я с удовольствием прочитала. Математическая грамотность очень важна, ведь именно на уроках "царицы наук" ученики учатся логически мыслить и делать выводы. Вы, безусловно, правы: "работа должна вестись системно и поэтапно с помощью семьи и школы", только тогда получится тот результат, которым можно будет гордиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Тамара Михайловна!
    Математическая грамотность, формируемая на уроках математики в начальной школе, является основой не только для математики в средних классах, но и для финансовой грамотности. А это одна из основ взрослой жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер. Спасибо за отзыв!Приятно, что у моих коллег похожие взгляды на процесс педагогической деятельности.

      Удалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!