Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

среда, 17 августа 2016 г.

Отчет по самообразованию Подопригора Н.В.


Отчет по самообразованию на тему: «Развитие познавательной деятельности на уроках истории»
Главная задача современного педагога – научить ребенка самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, ориентироваться в настоящем с опорой на прошлое, развивая тем самым навыки познавательной деятельности.

Проблема познавательной деятельности учащихся актуальна и в моей практике. Работая учителем истории в среднем звене, я заметила, что у многих современных детей низкий уровень мотивации учебной и познавательной деятельности, отсутствует интерес к учению, снижено внимание, темпы работы низкие. Они легко отвлекаются. Также дети не проявляют заметного интереса к изучению истории, и не всегда умеют самостоятельно работать с учебным историческим материалом.

Слабых учеников нужно терпеливо и планомерно обучать приемам и умениям учебной работы, воспитывать у них интерес и желание к изучению истории.

В первую очередь нужно развивать познавательный интерес. Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный.

Для повышения интереса к учебной деятельности, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и навыков самостоятельной работы можно использовать групповые формы работы; применять различные стимулы (положительная оценка, одобрение, учебная перспектива, общественное положительное мнение коллектива, взаимоподдержка).

Реализация этих стимулов зависит от межличностных отношений на уроке. Это: и благоприятные отношения учителя и учащегося; и доверительность; доброжелательность, педагогический такт, сотрудничество учителя и ученика.

Желательно составлять познавательные вопросы на уроке таким образом, чтобы дети могли обязательно на них ответить или даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика.

Успешная познавательная деятельность школьников во многом зависит от умения работать с печатным текстом, поэтому я уже в пятом классе на уроках истории древнего мира стараюсь развивать умение эффективно работать с текстом учебника.

В основе этого умения лежит прием выделения и формулирования главной мысли. На этапах работы использую также средства формирования учебных умений таких как:
- Объяснение приемов работы.
- Применение памяток – предписаний о способах деятельности.

Формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Поэтому на завершающем этапе формирования умения составлять план текста, детям предлагается сравнить содержание текстов по составленным на их основе планам. 

По памятке «Как правильно сравнивать»
1. Найти основание для сравнения.
2. Определить порядок сравнения.
3. привести сравнение
4. Сделать вывод.

Работа по формированию и развитию у школьников умений, позволяющих анализировать текст, уже в пятом классе дает положительные результаты. При этом повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Без знания дат нет истории.

Учащиеся 5-6 классов запоминают только самые основные даты. Чтобы лучше и легче запомнить их, в начале урока провожу разминку на знание дат, выполняемые задания: «Приведи в соответствие: даты и события»
С пятого класса учимся работать с исторической картой. Для большинства ребят это новая и трудная работа, но она необходима.

На каждом уроке истории вводится много новых понятий и терминов. Для их усвоения в тетрадях ученики ведут словари.
Учащиеся с удовольствием составляют и разгадывают кроссворды.
Уже с 5 класса некоторым учащимся задаю подготовить самостоятельно материал о событии, исторической личности, деятеле культуры и выступить с ним на уроке.

В своей работе использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это фронтальная работа с классом, индивидуальная, групповая работа с классом (Класс разбивается на группы, каждый член группы выполняет часть общего задания, складывается коллективный результат, затем участник группы выступает с сообщением.)
В ходе таких занятий возникает атмосфера конкуренции, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Нелли Владимировна! Мой преподаватель по психологии когда-то рассказал о таком факте: внимание аудитории удерживается не дольше пятнадцати минут. И дал совет - чтобы снова привлечь внимание, надо сделать небольшую "разрядку" в виде шутки или интересного факта. Таким способом можно довольно долго удерживать внимание учащихся. Надеюсь, этот прием поможет и Вам в дальнейшей педагогической деятельности. Желаю успехов!

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!