О проекте

Инновационный проект на 2015-2018 гг. по теме:
Создание модели самообразования учителя через сетевое взаимодействие 
для повышения его профессиональной компетентности 
в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


Проблема
Низкий уровень самообразовательной деятельности учителей замедляет их профессиональный рост, что делает невозможным обеспечение высокого качества образования.

Гипотеза проекта 
Если обозначить концептуальные подходы в методической работе школы на основе имеющегося теоретического опыта и практического исследования, то процесс управления самообразованием учителя выстроится на координационной и мотивационной основе, что обеспечит более определенное положение учителя в системе методической работы школы. Самообразование может стать эффективным условием повышения профессиональной компетентности учителей ОО, если:
- работа с ними в ОО осуществляется через совершенствование теоретического уровня и профессионального мастерства;
- процесс самообразования учителя систематически включается в методическую работу ОО.

 Объект исследования
Работа учителей, направленная на самообразование

Субъект исследования
Инициативная рабочая группа учителей МБОУ гимназии №18

Предмет исследования
Процесс повышения профессиональной компетенции учителей ОО

Цель проекта:
Опираясь на анализ работы по самообразованию учителей гимназии, анализ деятельности школы, на результаты научных исследований по проблеме самообразования разработать эффективную модель самообразования современного учителя.

Задачи проекта:
1. Изучить проблему низкой эффективности самообразования учителей.
2. Проанализировать ситуацию с самообразованием учителей МБОУ гимназии №18 г.Краснодара.
3. Определить новые возможности самообразования учителей. Нацелить их на творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.
4. На основе полученных данных разработать и апробировать эффективную модель самообразования учителя через сетевое взаимодействие.
5. Сформулировать рекомендации для профессионального развития учителей через самообразование.
6. Описать практику внедрения и представление результатов инновационного опыта на муниципальном и краевом уровнях.
7. Создать интернет-ресурс для сетевого взаимодействия учителей.

Задачи кадровой стратегии администрации МБОУ Гимназии №18 в ходе реализации инновационного проекта:
1. Квалифицированная помощь по выявлению профессиональных затруднений учителей.
2. Создание условий для постоянной возможности самообразования учителя.
3. Создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняшней ситуации в перспективе дадут возможность эффективного развития школы, формирования педагогического коллектива как команды единомышленников, поскольку качество образования достигается интеграцией действий и усилий всего учительского сообщества.

Методы исследования:
- теоретические (изучение вопросов практики управления персоналом в организации процесса самообразования);
- практические (анкетирование учителей ОО на предмет анализа ситуации, связанной с обучением и образованием состава персонала; анализ практической работы по осуществлению процесса самообразования учителей школы).
- ИКТ-методы (создание интернет-ресурса, изучение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования).

Условия реализации проекта:
- целостность и аналитичность в оценке учителя;
- индивидуально-ориентированный поход к учителю;
- мотивация педагогических работников;
- гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
- непрерывное отслеживание результатов труда учителя и их оценка;
- дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий учителей.

Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО).
- Устав МБОУ гимназии №18.
- Основная образовательная программа основного общего образования гимназии №18.
- План учебно-воспитательной работы гимназии №18.

Сроки проведения проекта:  
август 2015 г. – август 2018 г.

Этапы реализации проекта
Инновационный проект состоит из пяти этапов:
1-й этап подготовительный (01.08.15 – 10.11.15).
2-й этап исследовательский (11.11.15 – 31.08.16).
3-й этап внедренческий (01.09.16 – 31.08.17).
4-й этап экспертно-аналитический (01.09.17 – 28.02.18).
5-й этап диссеминационный (01.03.18 – 25.08.18).

Планируемые результаты (эффекты, продукты) проекта:
Разработка эффективной модели самообразования учителя через сетевое взаимодействие позволит достичь определенных результатов:
1. повысить мотивацию к инновационной и преподавательской деятельности,
2. повысить качество преподавания предмета,
3. овладеть навыками иной деятельности, не связанной со специальностью,
4. повысить собственную квалификацию и работать над систематической диссеминацией собственного педагогического опыта,
5. ускорить профессиональный рост,
6. соответствовать Профессиональному стандарту педагога.
Особая форма представления результатов проекта по каждому этапу в форме ведения блога (http://innov-proekt.blogspot.ru) позволит каждому, интересующемуся работой МИП, в режиме реального времени наблюдать за ходом работы педагогов-инноваторов.
Результатами реализации инновационного проекта будут являться комплексы учебно-методических, практических и методических рекомендаций по заявленной теме.
В случае получения гранта – массовое тиражирование учебно-методических, практических и методических рекомендаций по теме МИП.

Формы представления результатов по каждому этапу:
Основная форма предоставления результатов по каждому этапу - участие в конкурсе инновационных проектов среди образовательных организаций муниципального образования город Краснодар в 2015-2018 гг.
Для реализации проекта предусмотрено создание авторского инновационного интернет-ресурса в форме образовательного блога (http://innov-proekt.blogspot.ru), в котором будут отражены:
1. информация  о проекте, его авторах и педагогах-инноваторах,
2. ход реализации проекта (публикации теоретического материала, рекомендации педагогам-инноваторам, отчёты о проведённых мероприятиях, промежуточная отчётность учителей),
3. отчёты по каждому этапу работы МИП.

Методы контроля результатов и показатели эффективности проекта:
Контроль результатов будет осуществляться авторами проекта по мере завершения всех этапов проекта. Промежуточный контроль возможен с помощью интернет-технологий (наблюдение и контроль за ходом проекта через блог МИП).
Оценка качества реализации проекта будет осуществляться по следующим показателям эффективности: 
- общее количество мероприятий, посвящённых самообразовательной деятельности учителей, организованных гимназией,
- количественная и качественная динамика, отражающая вовлечение учителей в самообразовательную деятельность в рамках мероприятий  разных уровней организации,
- ежегодный сравнительный анализ результатов активности учителей в педагогических конкурсах (доля педагогов, получивших призовые места, доля участников), муниципальных, краевых и всероссийских мероприятиях образовательной направленности,
- сравнительный анализ количества курсов повышения квалификации, пройденных учителями.

Возможные перспективы развития проекта в дальнейшем
В перспективе результаты проекта могут быть использованы заинтересованными общеобразовательными учреждениями и отдельными педагогами города и края для внедрения систематической самообразовательной работы в собственную педагогическую практику. Подобный опыт может быть использован  в региональной и муниципальных системах повышения квалификации и переподготовки работников образования. 
Распространение опыта возможно через проведение серии экспертно-аналитических семинаров с приглашением заинтересованных  педагогов из образовательных учреждений Краснодарского края. 
Отдельно планируется публикации статей и методических рекомендаций на профессиональных педагогических сайтах:
http://www.zavuch.ru/ - ЗАВУЧ.инфо;
http://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет и др.
Одним из обязательных шагов по  распространению и внедрению результатов реализации инновационного проекта в практику образовательных организаций Краснодара и будет являться  внесение его в банк передового педагогического опыта КНМЦ.
Возможной перспективой проекта является вовлечение в его реализацию учителей из близлежащих ОО и ОО Краснодарского края, России через сетевое взаимодействие в блоге МИП.

Расчеты развития и реализации проекта
Кадровое обеспечение:
Администрация: Криштафович Т.С (директор), Нашеба Л.В. (зам.директора по УМР).
Руководитель рабочей группы учителей, участвующих в работе МИП, - Казанцева Л.П.
Учителя- предметники: 
- Русский язык и литература: Богина Г.В.
- Английский язык: Выдрина А.А.
- Математика: Якимцева О.Е., Подкопаева Е.В.
- География: Казанцева Л.П.
- История и обществознание: Плукчи Н.И., Подопригора Н.В.
- Начальные классы: Смаль В.Ю, Селихова Е.Г., Глазкова Е.М., Никулина М.В.
Финансово-экономическое обеспечение:
Бюджетное и внебюджетное финансирование (организация платных дополнительных услуг  в рамках бюджетной образовательной организации) для осуществления стимулирующих выплат педагогам, участвующим в работе МИП, а также участия педагогов в платных образовательных конкурсах.
Материально-техническое обеспечение
В гимназии имеются все необходимые условия для подготовки и работы гимназии в рамках муниципальной инновационной площадки.
Научное обеспечение:
Сотрудничество с методистами МКУ ККНМЦ, МКУ КМЦИКТ «Старт», преподавателями Кубанского государственного университета. 
Научный руководитель проекта - Немец Георгий Николаевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий Кубанского государственного университета.

Список литературы:
1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., Просвещение, 1991.
2. Анисимов А. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации и культуры мышления. М., 1194.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Рязань, 1996.
4. Безниско Е. Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя тема: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Ростов-на-Дону, 2007. - 171 с.
5. Волкова Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. //Завуч, 1999, № 7.
6. Галенко В.П. Страхова О.А. Как эффективно управлять организацией, М., 2009 
7. Гиро А. И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Минск, 1994. — 193 с.
8. Гребенкина Л.К. Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы, М., 2000 
9. Даутова О.Б. Христофоров С.В. Инновации и образование, СПб, 2008 
10. Зверева В.И. Организационно - педагогическая деятельность руководителя школы, М., 1997 
11. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление, М., 2010 
12. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор повышения качества образования //Учитель в школе.-2009.-№2. - с.124-126
13. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М., 2011 
14. Маркова А.К. Психология труда учителя, М., 1993 
15. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, М., 2012 
16. Обласова Л.С. Индивидуальный образовательный маршрут педагога//Справочник заместителя директора школы, №9, 2012 г. 
17. Проказа А.Т. Педагогическая проблема «Самости» и её реализация //Педагогическое образование и наука.-2005.-№3. – с.54 – 57.
18. Стародубцев В.А.,  Киселёва А.А. «Самообразование педагога в медиасреде»,      «Народное образование», №6, 2012г.
19. Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента, М., 2002
20. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика.-2003.-№2. – с.42 – 47.
21. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией, М., 2000 
22. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента, М., 2011 
23. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой, М., 2009
24. Швальбе Б. Швальбе Х. Личность, карьера, успех (психология бизнеса) М., 2010 
25. "Концепция новой системы повышения квалификации", журнал "Умный", Министерства образования Пермского края, № 10, декабрь 2008 г. 
26. "Символика наших ценностей и нашего поведения", журнал "Директор школы", № 4, 2000г.
27. И.В.Семёнова «Виртуальный методический кабинет как одна из форм организации самообразования педагогов» - статья рекомендована Т.А.Ваховской, начальником отдела КНМЦ в Блоге Ассоциации (http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2012/10/2012_21.html)



2 комментария:

  1. При работе над своим сообщением очень часто обращалась к этой странице. Спасибо за полезную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это наша основа, Наталья Ивановна, куда ж без неё...

      Удалить