Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

понедельник, 4 сентября 2017 г.

Размышления-отчёт о собственном самообразовании, творчестве и профессионализме

Каждый из нас, коллеги, за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Педагог - человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, обучения и развития ребёнка. Стоит обратить внимание на слово "профессионализм". Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.

Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Напомню, что это набор определённых способностей. Рассмотрим классификацию по Н. В. Кузьминой:
1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);
2) организаторско - коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);
3) гностические (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:
1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,
2) конструктивная и исследовательская:
3) организаторская и коммуникативная;
4) самосовершенствование.

  Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям

Согласитесь, получение выпускником даже самого престижного вуза диплома - это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации - необходимое  (но не достаточное!!!) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести  это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь "числиться" профессионалом. И тут я сразу вспоминаю строки, сочинённые много лет назад в качестве девиза собственной педагогической деятельности:
Наверное, нужно просто быть, а не казаться,
Идти всегда вперёд, не сомневаться!
Учиться на ошибках, падать и вставать,
Стремиться лишь к победе и не унывать!

Девиз? Наверное, всё же да... Учиться всегда, учиться всему, не унывать - как это актуально для современного педагога!

Но!!! Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана.

Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата.

А мы, педагоги? 
Как часто в последнее время бываем именно в качестве учеников? Не просто на курсах повышения квалификации или семинарах, когда (чего уж таить) положительный результат заведомо известен... А вот так взять и научиться чему-то совершенно новому, что не умел, чего не знал и о чём даже думал, что не сможешь!? 

Получив в феврале 2017 года приглашение присоединиться к мастер-классу по рисованию акрилом, я несказанно удивилась, ведь рисовать я на самом деле не умею. Но пересилила себя и всё же решила попробовать. Мы ведь часто учим детей тому, что они не умеют. А сами? Что чувствуют дети? Волнуются? Именно об этом я думала, когда собиралась на мастер класс. (подробнее можно прочитать тут: "Незнакомка" с арт-вечеринки, или Когда бывает немного страшно...")
Но всё получилось:

Потом я организовала подобную встречу для коллег: "Что бывает, когда блогеры встречаются-11, или Картина маслом!"

И ещё одну встречу: "Что бывает, когда блогеры встречаются-13, или Летние маки в "сельдереевых" тонах"

Мне нравилось создавать что-то совершенно новое,

учиться быть прилежной ученицей, добавлять что-то от себя в каждый рисунок,

стараться, быть усидчивой,

слушать педагога очень внимательно и... творить!

Я рада, что моя семья тоже пошла на подобные мастер-классы, мне хотелось попробовать и самой что-то нарисовать, а "экзаменационные работы" были выполнены дома, самостоятельно, уже без помощи и примера педагога:



А вот "выпускная работа", написанная с натуры:

Как вывод: учеником быть сложно... И как важно доброе слово поддержки, ласковый взгляд, ободрение... Этот урок я прочувствовала и запомнила. Это не просто слова!

Учителем может быть только тот, кто является личностью.
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом и своим примером! Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, география, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура.

П. Вайнцвойг предложил 10 заповедей творческой личности:
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай свое материальное благополучие с духовным удовлетворением.
В 2017 году для меня очень актуальным был п.5: "Развивай свои творческие способности."

Я знаю, что всё обязательно получится, если стараться, внимательно слушать, быть прилежным учеником, проявлять собственную активность в освоении нового.

Уверена, что в этом учебном году продолжится публикация рассказов о моих уроках географии в блоге (см.стр. "ФГОС, 5 класс", "ФГОС, 6 класс", "ФГОС, 7 класс"), но это будет уже новая страница, посвящённая восьмиклассникам. Как повлияет занятие рисованием - я об этом обязательно расскажу...

7 комментариев:

  1. Какая же Вы, Лилия Павловна, разносторонняя личность! Каждый год открываетесь с новой стороны,творите и созидаете... Мне остаётся только радоваться за Вас и пытаться подражать! Жду с трепетом новых открытий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Спасибо!)))) Я и не думала, что проба нового так увлечёт!
      А Вы пробовали мастер-классы по рисованию?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Мне очень нравятся Ваши работы. Знаю, что некоторые из них стали подарками блого-друзьям.
    Наверное надо подумать о выставке творческих работ учителей и провести её в гимназии.
    Вот ученикам будет интересно увидеть, что ещё умеют учителя, "кроме как вести уроки".
    Спасибо за то, что не останавливаетесь и постоянно самообразовываетесь, ищите что-то новое, учитесь тому, что раньше было недоступно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Учиться - это всегда интересно, трепетно и очень ответственно, ведь не всегда результат может быть предсказуем!!!
      Кстати, я и для Вас картину задумала!))))

      Удалить
    2. Это было бы прекрасно, Лилия Павловна!

      Удалить
  3. Лилия Павловна!
    Красота! Это потрясающе!

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!