воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Усложнять просто, упрощать сложно (Отчет по самообразованию А.А. Андреева)

Среди беспорядка найдите простоту;
среди раздора найдите гармонию;
в трудности найдите возможность...
Альберт Эйнштейн

В качестве направления моего самообразования я выбрал «Внедрение ФГОС в преподавании общественно-научных предметов 5-9 классов в условиях модернизации образования». Как видно, из названия, она довольно общая. Лично для меня привлекательна тем, что практически не имеет рамок, не сковывает мое самообразование, ведь по-настоящему творческий педагог может пойти по пути изучения архитектурного элемента, а закончить свое исследование изучением эстетических основ современного поколения, других извечных вопросов философии.
Мне всегда была интересна тема мировосприятия, особенностей логики людей прошлого и моих современников, поэтому эта тема нашла отражение в моем самообразовании.
Современное поколение отличается клиповым мышлением. Его обладатели воспринимают окружающий мир, как мозаику из практически не связанных между собой элементов. Причиной возникновения такой особенности сознания являются Интернет и СМИ. Всю информацию, которую мы получаем, нам преподносят в клиповом формате. Это рекламные ролики, короткие сюжеты, подборки новостей и так далее. Информация в интернете сильно фрагментирована и подается в удобной для восприятия форме – небольшими кусочками. Кроме того, у большинства людей основной канал воспринятая информации - визуальный, поэтому лекционная форма уроков, чтение больших фрагментов текста, для современных  школьников является весьма непродуктивным занятием.
Например, ниже представленный способ подачи информации с помощью мультимедийной презентации удручает. 


В соответствии с ФГОС (да и вообще) учителю для того, чтобы быть востребованным, эффективным, необходимо быть гибким. Он должен уметь планировать, организовывать самостоятельную деятельность учащихся, приводить ее к определенной системе, изменять способы подачи и закрепления информации. В достижении такой компетенции педагогу может помочь инфографика.

Инфографика - визуальное отображение данных или идей, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Ее целью является донесение сложной информации быстрым и понятным образом. 
Ученики, в связи с тем самым клиповым мышлением, хотят как можно быстрее получить нужную им информацию, и использование инфографики является отличным способом удовлетворения этой потребности.
Приведу простой пример, перед вами два способа отображения одной и той же информации. 




Какой из них более наглядный и простой для восприятия? Думаю, ответ очевиден.
В своем самообразовании передо мной возник вопрос - какие методы мне помогут правильно использовать инфографику?
За помощью я обратился к геральдике. Она была призвана кодировать по определенным законам большое количество информации и поэтому как нельзя лучше подходит для нашей методики структурирования информации.
Геральдика в качестве основы инфографики довольно проста, ее может использовать как сам учитель, так и ученики для того, чтобы закрепить уже пройденный материал. Построение герба - метапредметная компетенция, ведь можно построить герб во время уроков любого учебного предмета. Герб может касаться как определенного человека, так и континента, страны, закона физики, химического элемента и даже настроения, что может послужить значительным подспорьем для психологической работы с учащимися.
Законы построения могут быть абсолютно любыми, однако я взял за основу геральдическую практику построения и немного ее упростил.  Мною были выделены следующие этапы построения информационных графиков:
1. Цель
2. Выделение информации, для кодирования ее в инфографике
3. Обозначение правил построения
4.Построение инфографики
5. Анализ результатов
6. Рефлексия
В качестве примера могу привести герб углерода, который составлялся на одном из моих мастер-классов, который я провел на форуме молодых педагогов.


Форма щита - шестиугольник, продиктована элементом, который мы выбрали  (гексагональное кольцо, которое образует углерод, этой форме соответствует кристаллическая решетка графена). Голова щита - вершина и сердце - середина, это самые главные области, поэтому в них должны быть расположены самые основные, самые ключевые понятия или взаимосвязи. На самую вершину участники моего мастер-класса поставили человека, т.к. углерод - это основной строительный кирпичик органики, а, соответственно, человек - углеродная форма жизни. В сердце разместили значок энергии, так как энергетические ресурсы - нефть и уголь, в основе которых лежит углерод, являются основой нашей современной цивилизации, без них не было бы промышленного переворота и научно-технических революций. В самом низу расположен алмаз, который используются в промышленности как режущий материал, и как ювелирное украшение.
В заключении хочу отметить, что это только одна из методик построения инфографики, надеюсь, эта методика будет полезна для других учителей.
Андреев Артём Александрович,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии №18 

7 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Артем Александрович, очень интересно. В педагогической отрасли работаю уже очень давно, поэтому убеждена, что аксиома "все новое - хорошо забытое старое", непреложна. Однако Вам удалось меня удивить, приоткрыв завесу не в старое и не забытое. Буду с интересом ждать ваших следующих постов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Юрьевна, спасибо за столь высокую оценку. Постараюсь и дальше развиваться, искать что-то по настоящему новое. Надеюсь, не без вашей помощи.

      Удалить
  3. Добрый день! Очень интересный подход. Хотелось бы дальнейшего развития темы. Буду следить за Вашими публикациями.
    Введение символических принципов усвоения материала (схемы, графические формы подачи материала. сведение определений к подобию математических формул и т.д.) часто использую и вижу как это позволяет упростить у учеников процесс усвоения и запоминания.
    С уважением, Юлия Борисовна Зубкова.
    г. Донецк Гимназия №6

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Юлия Борисовна! Интерес коллег мотивирует, мне эта тема очень интересна, буду стараться развивать.

      Удалить
  4. Литовченко Наталья31 января 2018 г., 21:55

    Артем Александрович, с интересом ознакомилась с описанием вашего опыта работы. "Инфографика" - ваша авторская методика? Она мне напоминает метод создания "интеллект-карт", но в усовершенствованном виде.
    Моя тема самообразования связана с межпредметностью, поэтому обязательно воспользуюсь вашим приемом подачи информации.
    Скажите, пожалуйста, насколько ваши ученики владеют этим методом?
    Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
    Литовченко Наталья Анатольевна - учитель истории и обществознания МОУ "Гимназия № 6 г. Донецка".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Наталья Анатольевна.
      Моя тема - именно "инфографика" с использованием геральдики. С системой "интеллект-карт" она имеет мало общего, первые позволяют систематизировать какую-либо информацию, а геральдика помогает выделению и формализации основной сути темы, объекта, основных свойств. Эта система построения интересна тем, что может использоваться кем угодно, например психологами (можно попросить ребенка даже из начальной школы нарисовать герб своего настроения, а вот "интеллект-карту" он вряд ли осилит с первого раза).
      Ученики с этим методом знакомы слабо, в связи с переходом из одной школы в другую, пока конкретно этим мы с ними не занимались.

      Удалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!