четверг, 20 сентября 2018 г.

Богина Г.В.: Итог работы над темой самообразования

Отчёт учителя
 русского языка и литературы 
Богиной Галины Владимировны.
Тема самообразования: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС»
В 2017 году я выбрала тему педагогического самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС». В связи с широтой данной темы работа над её изучением не ограничивается одним учебным годом. В 2016-2017 уч. г. были поставлены следующие цели и задачи.

Цель самообразования:
1. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС
Чтобы поставленная цель  была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.

Задачи:
2. изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
3. изучить опыт педагогов школы, города, края, страны;
4. овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно – воспитательный процесс;
5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

В чем заключается для меня суть процесса самообразования? Я самостоятельно добываю знания из различных источников и использую их в профессиональной деятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет.
Видео, аудио информация на различных носителях.
Курсы повышения квалификации.
Семинары и конференции.
Если представить мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится примерно следующее: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
•изучаю и внедряю новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом;
периодически провожу самоанализ своей профессиональной деятельности;
совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
•систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
повышаю уровень своей эрудиции ,правовой и общей культуры;

Каковы же результаты самообразования в моей педагогической деятельности?
повышение качества преподавания предмета
выступления на городских семинарах, МО русского языка и литературы гимназии № 18
проведение открытых уроков.
Хочется отметить, что имидж современного учителя немыслим без владения информационно - компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество обучения.
С появлением в работе преподавателя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомню, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.
Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования информационно-коммуникационных технологий?
•Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
•Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
•Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
•Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
•Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или предметных внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
•Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащихся.

Какие инновационные образовательные технологий я применяю в своей практике?
В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я применяю разнообразные технологии и методики. В соответствии с темой по самообразованию внедрение новых технологий является обязательной частью моей работы, так как это способствует развитию личности и творческих способностей учащихся; помогает достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.

Особенность технологии развития критического мышления путём чтения и письма.
Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Это своеобразный алгоритм урока, который можно представить в виде таблицы:
Технологические этапы
1 стадия
2 стадия
3 стадия
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения.
Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения.
Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения.

Данная технология формирует:
- самостоятельность мышления;
- вооружает способами и методами самостоятельной работы;
- даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом;
- позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.
Одной из технологий, реализующей идеи развития личности, выступает уровневая дифференциация. Необходимым условием уровневой дифференциации является вариативность содержания и форм обучения. Смысл данной технологии в том, что, обучаясь в школе по единой программе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых требований к усвоению содержания преподаваемых дисциплин. На его основе формируется более высокое овладение учебным материалом. При этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года.

Работая на своих уроках, посещая уроки коллег, все больше прихожу к выводу, что инновационные образовательные и технологии открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по—новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик является  активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс позволило мне реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Это отразилось и на результатах краевых контрольных работ. Отмечается положительная динамика роста качества знаний у учащихся 8 «Б», 8 «Г», 8 «Д» классов. Следует отметить и повышение интереса к участию в предметных конкурсах и олимпиадах. Так, учащиеся 8-х классов приняли активное участие во Всероссийских конкурсах «Пегас», «Родное слово», завоевав призовые места. Особый интерес учащихся вызывает создание собственных проектов при изучении различных тем как по русскому языку, так и по литературе.
Тема самообразования: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС» поражает своей глубиной и необъятностью. Именно поэтому работа по данной теме будет продолжена и в предстоящем учебном году. В связи с этим мною были сформулированы задачи на 2018- 2019 уч. г.
Основные направления моей деятельности в 2018-2019 уч. г.

1)изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;
2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;
3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;
4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;
5) изучение и освоение технологии диалога культур;
6) изучение игровых технологий на уроках русского языка;
7) применение полученных теоретических знаний на практике.

Для успешного решение поставленных задач потребуется изучение следующих методических материалов:
1. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
2. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.;1994
3. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд. НПК,1998
4. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
В целях повышения уровня преподавания изучаю в Интернете передовой опыт учителей русского языка и литературы, периодически посещаю сайты «Учительский портал», «Современный педагогический портал», «Педсовет.ру» , «Методическая шкатулка», «Копилка уроков», «Учителям.ру», «Завуч.инфо» и др.

В следующем учебном году планирую продолжить работу по накоплению теоретического и практического материала по теме самообразования, использовать различные технологии на уроках русского языка, выступить с докладом на МО учителей русского языка и литературы гимназии № 18.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень важно услышать Ваше мнение!