Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Информационная грамотность – актуальная проблема начальной школы


Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Таким образом, задача формирования информационной грамотности младших школьников может быть достигнута с помощью включения учащихся в информационную деятельность, которая подразумевает в начальной школе поиск, обработку и хранение информации.


На каждом уроке с помощью небольшой беседы о теме и цели прошлого урока необходимо создавать ситуацию целеполагания. Ребенок обязательно должен сформулировать сам свою цель на урок — без этого не возникнет работа в уме (замысел). Также необходимо систематически создавать ситуацию информационного поиска, строить процесс обучения адекватно модели исследовательской деятельности. Только в постоянной информационно-поисковой практике будет формироваться опыт информационной деятельности. Обычно большую часть урока учитель объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает репродуктивные задания. Активной познавательной деятельности учащихся отводится очень мало времени, что ведет к недостаточному развитию мышления. Проблемные, практические и исследовательские методы, способствующие формированию мыслительных процессов, используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стереотипных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с познавательными объектами и учебником [3, c. 266]. Задания должны рассматриваться как учебно-информационные задачи. Решение таких задач будет направлено на формирование умения анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, делать выводы, а также способствовать развитию абстрактного научного мышления, накоплению опыта информационной деятельности.

В процессе формирования информационной грамотности младшего школьника не последнюю роль играет метод работы с текстом. Целью самостоятельной работы с научным текстом на уроках по всем дисциплинам может быть поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с книгой дома также предполагает постановку мотивирующего к прочтению задания (к поиску информации). Распространенным приемом использования дополнительной литературы являются индивидуальные задания учащимся по подготовке к выступлению:


- прочитав научную статью, сделайте плакат для участия в конкурсе или презентацию;
- используйте научную статью в качестве основы для телевизионной передачи,
- провести исследование по вопросу, возникшему на уроке;
- составь по тексту алгоритм, схему или таблицу.

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у учащихся соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени, чтобы это стремление не «остыло». Кроме того, перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие. К 3–му классу начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Формирование информационной грамотности не может быть основано только на знаниях об осуществлении информационной деятельности и умении поиска информации. Ни один человек не будет совершать те или иные действия, если он не заинтересован в результате деятельности.

Мотивационный этап организации информационной деятельности состоит из трех учебных действий.

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;
б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала [2, с. 263]. Формирование положительного отношения к приобретению знаний у младших школьников выступает как неотъемлемый элемент системы методов обучения. Сегодня мы все чувствуем, что информация без умения ею пользоваться имеет очень мало смысла. На первый план выходит в таком случае не проблема «сколько знать», а проблема «что надо уметь».

Насущной необходимостью становится обучение приемам и методам работы с материалом. У учащихся необходимо формировать четыре группы умений, обеспечивающих:

- поиск информации;
- обработку информации;
- хранение информации;
- рефлексивные умения в сфере работы с информацией.

В качестве методов оценки и контроля сформированности информационной грамотности у младших школьников предлагаются следующие:
- анкетирование;
- тестирование;
- ситуационные задачи;
- задачи на ценностную ориентировку.

Прием решения ситуационных задач основан на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в обилии информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые сведения для решения проблемы, активно пользоваться знаниями, уметь их применять. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит выраженный практический характер, что отвечает требованиям для формирования информационной грамотности личности. Часто решение ситуационных задач требует применения знаний нескольких учебных предметов; способствует выстраиванию партнерских отношений между учителем и школьниками (и учитель, и учащийся — субъекты учебной деятельности, каждый из них имеет право на свою точку зрения).

Данные методологические подходы усиливают практическую ориентированность учебного процесса, формируют информационную грамотность младшего школьника, что, несомненно, позволяет добиваться лучших результатов в обучении.


Литература:
  1.    Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. — М.: Просвещение, 2014.
  2.      Бунеев, Р. Н. Понятие функциональной грамотности [Текст] / Р. Н. Бунеев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2003. — С. 34–36.
  3.      Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам» / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. — М.: Просвещение, 2013.
  4.       Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — (Мастера психологии).
  5.       Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Академия, 2007. — 352 с.
  6.      Семенов, А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ — как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html
  7.    Сластенин В. А., Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с. 

6 комментариев:

  1. Елена Павловна Скачко17 ноября 2019 г. в 17:01

    Здравствуйте Маргарита Владиславовна! Прочитала вашу статью об формировании информационной грамотности младших школьников. С вами согласна с тем, что для того, чтобы развивать познавательную активность школьника, необходимо учитывать многие факторы, потому что познавательный интерес у детей неустойчивый. Многие учащиеся, столкнувшись с трудностями в поиске информации, в работе с информацией теряют учебную мотивацию и тогда появляется неудовлетворенность в своей работе, отказ и нежелание. Целенаправленная работа педагога с учащимися в этом направлении, конечно приведет к достижению хороших результатов. Успехов Вам в работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Павловна!
      Благодарю Вас за комментарий моей статьи и пожелания успехов в работе! Ваше мнение для меня очень важно. я твёрдо убеждена в том, что применение правил обучения, основанных на знаниях законов психологии, всегда будет гарантировать успех в обучении.

      Удалить
  2. Здравствуйте,Маргарита Владиславовна! большое спасибо за ценную информацию.В своей работе буду обязательно использовать Ваш опит .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Михайловна! Благодарю за обратную связь. Обмен опытом работы способствует развитию профессионального роста.

      Удалить
  3. Маргарита Владиславовна, здравствуйте! С удовольствием прочитала Вашу публикацию о необходимости формирования информационной грамотности младших школьников. Безусловно, я согласна с Вами. Именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование понятий и мировоззренческих убеждений.

    ОтветитьУдалить
  4. Екатерина Геннадьевна, здравствуйте!
    Благодарю Вас за интерес к моей публикации.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!