Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

суббота, 2 ноября 2019 г.

Развитие функциональной грамотности посредством развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

Сегодня мы являемся свидетелями активных изменений, которые происходят в мире, и роль функциональной грамотности становится все более очевидной. О том, как грамотно ее развивать и какое значение она имеет для полноценного функционирования не только отдельной личности, но и для государства в целом, много говорили мои уважаемые коллеги. Я решила подойти к решению этой проблемы с другого ракурса и предлагаю поговорить о развитии координационных способностей. Считаю, что все, и преподаватели, и родители, и сами ученики, должны понимать: полноценное развитие функциональной грамотности невозможно без координационных способностей человека.

Сначала давайте определим данное понятие. Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий. По мнению В. И. Ляха, автора программ по развитию координационных способностей, а также автора программ и пособий по физической культуре, координационные способности  - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Иными словами, это его умение наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Кроме того, координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию, он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Практическая значимость развития координационных способностей весьма высока, она может быть использована для повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся и развития у них отдельных сторон психомоторики на основе использования резервных возможностей как педагогического процесса, так и возможностей по управлению движениями. Координационные способности напрямую влияют на устойчивость внимания, уровень утомляемости, стрессоустойчивость.
Чтобы изучить этот вопрос глубже, мною были проведены исследования на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 18 г. Краснодар. В его ходе были обследованы 277 школьников в возрасте 7-10 лет. Задачей было исследовать уровень развития координационных способностей (сохранения равновесия, переключение и сохранение движений, ориентирование в пространстве, воспроизведение, точность отмеривания, дифференцирование параметров движения). Обработка полученных в ходе исследования экспериментальных данных была проведена стандартным математико-статистическим методом. Кроме того, у этих же детей были исследованы характеристики сенсорной системы и были изучены показатели функциональной подвижности нервных центров. Тестирование осуществлялось на аппаратно-программном комплексе "НС-ПсихоТест". Данные исследования и их анализ легли в основу моей диссертационной работы "Развитие координационных способностей детей 7-10 лет на основе учёта психофизических показателей". 
Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития координационных способностей — важный компонент состояния здоровья.

Подводя итог, следует отметить, что координационные способности детей можно улучшить только систематическими, целенаправленными и обдуманными занятиями, а также привлечением ребёнка к сотрудничеству, помощи в тех видах и действиях, которые ему трудно усвоить. Работа должна осуществляться от простого к сложному, от известного к неизвестному – только так можно добиться определённых результатов в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста. Важно понимать, что координационно развитый ребёнок быстрее находит своё место в жизни и наша задача способствовать этому продвижению вперёд.

10 комментариев:

  1. С маленькими детьми действительно трудно обучать.
    Мне кажется что только любящий детей преподаватель способен развить функциональную грамотность в таком юном возрасте.

    Спасибо Екатерина Геннадьевна за полезную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Николаевна!
      Благодарю за обратную связь. Да, Вы правы: к детям младшего школьного возраста нужен особый подход, но именно в это время условия наиболее благоприятны для формирования навыков функциональной грамотности.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна!
    Мне иногда кажется, что учителя начальной школы специалисты во всем, настолько разнопланова работа с ребятами младшего школьного возраста...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Конечно, работа учителей начальной школы разноплановая, и в то же время она невероятно творческая и ответственная. Приятно, что у моих коллег похожие взгляды на процесс педагогической деятельности. Мне очень нравится работать в команде единомышленников!

      Удалить
  3. Добрый день, Екатерина Геннадьевна!
    Прочитала Вашу статью и полностью поддержу мнение Лилии Павловны - наши учителя начальной школы могут всё!

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день, Наталья Ивановна!
    Благодарю за обратную связь и столь высокую оценку работы учителей начальной школы. Считаю, что в нашей гимназии каждый педагог не только обучает азам предметных знаний, но и осуществляет всестороннее формирование и развитие учащихся, что является очень важной составляющей для воспитания достойных личностей.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день. Посетила ваш блог, очень интересно.Спасибо за ценную информацию.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый вечер, Тамара Михайловна!
    Благодарю, что нашли время и уделили внимание публикациям из моего блога. Также приятно, что информация Вам показалась ценной, всегда рада делиться своим опытом и знакомиться с наработками коллег.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна! Полностью с Вами согласна, что от степени развития координационных способностей у ребенка зависит успешность в обучении по чтению, письму, математике. Практика подтверждает это.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Маргарита Владиславовна! Благодарю, что познакомились с моей публикацией и дали обратную связь. Всегда приятно, когда коллеги разделяют твои взгляды. Двигаться вперёд, зная, что тебя окружают единомышленники, гораздо легче.

      Удалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!