Сегодня мы являемся свидетелями активных изменений, которые происходят в мире, и роль функциональной грамотности становится все более очевидной. О том, как грамотно ее развивать и какое значение она имеет для полноценного функционирования не только отдельной личности, но и для государства в целом, много говорили мои уважаемые коллеги. Я решила подойти к решению этой проблемы с другого ракурса и предлагаю поговорить о развитии координационных способностей. Считаю, что все, и преподаватели, и родители, и сами ученики, должны понимать: полноценное развитие функциональной грамотности невозможно без координационных способностей человека.
Сначала давайте определим данное понятие. Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий. По мнению В. И. Ляха, автора программ по развитию координационных способностей, а также автора программ и пособий по физической культуре, координационные способности - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Иными словами, это его умение наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Кроме того, координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию, он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Практическая значимость развития координационных способностей весьма высока, она может быть использована для повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся и развития у них отдельных сторон психомоторики на основе использования резервных возможностей как педагогического процесса, так и возможностей по управлению движениями. Координационные способности напрямую влияют на устойчивость внимания, уровень утомляемости, стрессоустойчивость.
Чтобы изучить этот вопрос глубже, мною были проведены исследования на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 18 г. Краснодар. В его ходе были обследованы 277 школьников в возрасте 7-10 лет. Задачей было исследовать уровень развития координационных способностей (сохранения равновесия, переключение и сохранение движений, ориентирование в пространстве, воспроизведение, точность отмеривания, дифференцирование параметров движения). Обработка полученных в ходе исследования экспериментальных данных была проведена стандартным математико-статистическим методом. Кроме того, у этих же детей были исследованы характеристики сенсорной системы и были изучены показатели функциональной подвижности нервных центров. Тестирование осуществлялось на аппаратно-программном комплексе "НС-ПсихоТест". Данные исследования и их анализ легли в основу моей диссертационной работы "Развитие координационных способностей детей 7-10 лет на основе учёта психофизических показателей".
Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития координационных способностей — важный компонент состояния здоровья.
Подводя итог, следует отметить, что координационные способности детей можно улучшить только систематическими, целенаправленными и обдуманными занятиями, а также привлечением ребёнка к сотрудничеству, помощи в тех видах и действиях, которые ему трудно усвоить. Работа должна осуществляться от простого к сложному, от известного к неизвестному – только так можно добиться определённых результатов в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста. Важно понимать, что координационно развитый ребёнок быстрее находит своё место в жизни и наша задача способствовать этому продвижению вперёд.
Сначала давайте определим данное понятие. Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий. По мнению В. И. Ляха, автора программ по развитию координационных способностей, а также автора программ и пособий по физической культуре, координационные способности - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Иными словами, это его умение наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Кроме того, координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию, он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Практическая значимость развития координационных способностей весьма высока, она может быть использована для повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся и развития у них отдельных сторон психомоторики на основе использования резервных возможностей как педагогического процесса, так и возможностей по управлению движениями. Координационные способности напрямую влияют на устойчивость внимания, уровень утомляемости, стрессоустойчивость.
Чтобы изучить этот вопрос глубже, мною были проведены исследования на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 18 г. Краснодар. В его ходе были обследованы 277 школьников в возрасте 7-10 лет. Задачей было исследовать уровень развития координационных способностей (сохранения равновесия, переключение и сохранение движений, ориентирование в пространстве, воспроизведение, точность отмеривания, дифференцирование параметров движения). Обработка полученных в ходе исследования экспериментальных данных была проведена стандартным математико-статистическим методом. Кроме того, у этих же детей были исследованы характеристики сенсорной системы и были изучены показатели функциональной подвижности нервных центров. Тестирование осуществлялось на аппаратно-программном комплексе "НС-ПсихоТест". Данные исследования и их анализ легли в основу моей диссертационной работы "Развитие координационных способностей детей 7-10 лет на основе учёта психофизических показателей".
Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития координационных способностей — важный компонент состояния здоровья.
Подводя итог, следует отметить, что координационные способности детей можно улучшить только систематическими, целенаправленными и обдуманными занятиями, а также привлечением ребёнка к сотрудничеству, помощи в тех видах и действиях, которые ему трудно усвоить. Работа должна осуществляться от простого к сложному, от известного к неизвестному – только так можно добиться определённых результатов в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста. Важно понимать, что координационно развитый ребёнок быстрее находит своё место в жизни и наша задача способствовать этому продвижению вперёд.
С маленькими детьми действительно трудно обучать.
ОтветитьУдалитьМне кажется что только любящий детей преподаватель способен развить функциональную грамотность в таком юном возрасте.
Спасибо Екатерина Геннадьевна за полезную информацию!
Здравствуйте, Елена Николаевна!
УдалитьБлагодарю за обратную связь. Да, Вы правы: к детям младшего школьного возраста нужен особый подход, но именно в это время условия наиболее благоприятны для формирования навыков функциональной грамотности.
Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна!
ОтветитьУдалитьМне иногда кажется, что учителя начальной школы специалисты во всем, настолько разнопланова работа с ребятами младшего школьного возраста...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьКонечно, работа учителей начальной школы разноплановая, и в то же время она невероятно творческая и ответственная. Приятно, что у моих коллег похожие взгляды на процесс педагогической деятельности. Мне очень нравится работать в команде единомышленников!
Добрый день, Екатерина Геннадьевна!
ОтветитьУдалитьПрочитала Вашу статью и полностью поддержу мнение Лилии Павловны - наши учителя начальной школы могут всё!
Добрый день, Наталья Ивановна!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за обратную связь и столь высокую оценку работы учителей начальной школы. Считаю, что в нашей гимназии каждый педагог не только обучает азам предметных знаний, но и осуществляет всестороннее формирование и развитие учащихся, что является очень важной составляющей для воспитания достойных личностей.
Добрый день. Посетила ваш блог, очень интересно.Спасибо за ценную информацию.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Тамара Михайловна!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, что нашли время и уделили внимание публикациям из моего блога. Также приятно, что информация Вам показалась ценной, всегда рада делиться своим опытом и знакомиться с наработками коллег.
Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна! Полностью с Вами согласна, что от степени развития координационных способностей у ребенка зависит успешность в обучении по чтению, письму, математике. Практика подтверждает это.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Маргарита Владиславовна! Благодарю, что познакомились с моей публикацией и дали обратную связь. Всегда приятно, когда коллеги разделяют твои взгляды. Двигаться вперёд, зная, что тебя окружают единомышленники, гораздо легче.
Удалить