Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

пятница, 15 ноября 2019 г.

Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка

Формирование языковой грамотности младшего школьника в условиях ФГОС является одной из важных составляющих успешного обучения русскому языку.
От того, будут ли сформированы навыки правописания у младшего школьника, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В программе начальной школы по русскому языку предусмотрено обязательно изучение слов, написание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач учителя при изучении данной темы является обучение написанию этих слов без ошибок. Задача сложная, так как охватывает довольно большой объём материала: учащиеся должны усвоить значение слов, сферу употребления.
Школьники знакомятся с синонимами, антонимами; упражняются в использовании новых слов в собственных высказываниях, диалогической и монологической речи.

Одной из важнейших задач развития речи учащихся является упорядочивание словарной работы, обогащение словаря школьников. В связи с этим предлагается словарная работа, которая обеспечивает максимальные возможности усвоения словарных слов учащихся начальной школы. Все словарные слова объединены в группы по признакам: лексико-тематическому; - графическому (сходство написания); - орфографическому.

Недостаточно, чтобы дети познакомились с графическим обликом слова, важно, чтобы знания закрепились, выработался алгоритм данной работы, после чего обучающиеся могли бы использовать их в других случаях

В результате упражнений с группой словарных слов не только уточняются знания детей, но и формируются навыки самостоятельной работы, совершенствуются умения интеллектуальной деятельности- обучающиеся непрерывно занимаются –анализом-синтезом – составляют словосочетания и предложения с использованием наибольшего количества слов данной группы; - разгадывают загадки; - обобщать; -самостоятельно выделять общие признаки слов одной группы.

Основным замыслом использования такой работы является то, что все стороны слова рассматриваются в единстве. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного усвоения грамотного написания словарных слов. Порядок изучения групп словарных слов определяет сам учитель.

Приведу несколько приемов из личного опыта:
1.Отгадайте загадки:
Я сильней десяти коней.
Где в поле пройду весной –
Летом хлеб встаёт стеной. (Трактор)

За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит
Пройдёт по волнам великан-пароход
И каждую каплю за собой заберёт. (Комбайн)

Не живой я, но слагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Экскаватор)

-Чем похожи эти слова? (Транспортные средства; имена существительные; ед.ч., м.р., и т д.) Если у детей возникли затруднения, то возможны дополнительные вопросы: Какой частью речи является отгадка? Укажите род.

-Как ещё могут изменяться имена существительные? К отгадкам добавьте суффиксы так, чтобы получившиеся слова называли профессию людей. Разберите слова по составу. Выделите орфограммы. Что мы называем суффиксом? Корнем? Какие и ещё профессии вы знаете? Как образованы эти слова? Какие суффиксы вам помогли образовать названия профессий? Запись в тетради: комбайн –комбайнёр, экскаватор-экскаваторщик.

2. Словарно- орфографическая работа. Замените цифры буквами, и вы узнаете, с какими словарными словами мы сегодня познакомимся:

26 16 22 7 18 26 16 19 19 6

Ш о ф ё р ш ш о с с е

Слова Шофёр и шоссе пришли в русский язык из французского. Слово шоссе во французском языке означает «дорога». Слово шофёр означает «источник». До появления автомобилей этим словом на железных дорогах называли механика_ водителя паровоза, его кочегара. Теперь водитель автомобиля стал обслуживать машину с мотором, но его равно называли шофёром. Что можете сказать о написании слов шофёр и шоссе?

Составляем предложения. Шофёр ведёт машину. Охарактеризуйте предложение. Распространите его, вставляя перед каждым существительным подходящее по смыслу прилагательное. Для чего в речи в речи употребляются имена прилагательные? Как изменяются имена прилагательные? Выполните синтаксический разбор предложения. Какие ещё слова мы можем включить в эту группу?

Словарная работа.
Отгадайте загадку и узнаете, с какими словарными словами мы сегодня познакомимся:

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель).

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. ( Огурец)

Как одела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

Определите, какой частью речи являются слова. Выделите орфограммы. Подберите к каждому слову однокоренное имя прилагательное, запишите рядом. Какое правило использовали при написании имён прилагательных? (Корни родственных слов пишутся одинаково). Посчитайте количество букв и звуков в слове картофель. Почему букв больше, чем звуков? Составьте предложение с подлежащим капуста. (Записать одно из составленных предложений). Выполните синтаксический разбор предложения. Постепенно каждый ученик в процессе обучения создаёт словарь с разными группами слов

Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение. Сравнение, сопоставление, установление сходства и различия- учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

Работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных действий:

1. Орфоэпическое чтение слов;
2. орфографический разбор;
3.Запоминание с опорой на главный тип памяти;
4.Запись под диктовку;
5.Орфографический самоконтроль.

Контрольный этап посвящается проверке усвоения правописания слов из из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктуются либо всему классу., либо одному (лучше слабому ученику, который пишет на доске, а остальные потом сравнивают написание слов на доске и у себя в тетради. В моём классе все ученики завели словари. Каждая страница имеет своё название:

1.школа
2. люди и профессии
3.РОДИНА
4. природа.
5 погода
6. птицы
7. овощи и фрукты
8. одежда и т д.

Опыт работы показывает, что использование методики весьма продуктивно и даёт хорошие результаты, является важным для лингвистического развития учеников.

10 комментариев:

  1. Тамара Михайловна, приветствую Вас! Особо интересно было прочитать статью учителя начальных классов, т.к по совместительству я еще и мама ученика третьего класса. Намного проще когда приходят "готовые" дети в среднее звено, а начальная школа является основой основ. Уроки в игровой форме очень интересны, детям это нравится. Спасибо за опыт. Хотелось бы задать вопрос по теме: на сколько эффективны игровые методы для детей с ОВЗ, так ли легко дети усваивают материал, на что следует обращать внимание ? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Лия Николаевна!Конечно работа учителей нач.классов разноплановая, и в тоже время она невероятно творческая.Игры на уроках необходимы не только для детей с ОВЗ,они нужны всем ребятам.
      Например, в первом классе многие темы изучаем при помощи кукольного театра.Учу писать сочинения своих детей, начиная с таких тем:"Самая добрая Баба Яга".У нас в классе праздник ,если сегодня на уроке сочинение. Так ребята раскрываются,хотят говорить, сочинять и т.д.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Тамара Михайловна!
    Поздравляю Вас с публикацией! Все получилось отлично!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Лилия Павловна!Спасибо Вам за добрые слова и помощь.Общение в блоге оказалось очень полезным.Приятно ,что у моих коллег похожие взгляды на педагогическую деятельность.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Тамара Михайловна! Спасибо за статью! Было интересно узнать об используемых Вами методиках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Маргарита Владиславовна! Спасибо, за проявленный интерес и отклик.

      Удалить
  4. Елена Павловна Скачко17 ноября 2019 г. в 16:31

    Здравствуйте Тамара Михайловна! Очень интересный опыт вы представили по формированию языковой грамотности младшего школьника. В своей работе вы учитываете психологические особенности возраста, а именно у младших школьников больше развито механическое запоминание без осознания
    смысловых связей внутри запоминаемого материала, более развита наглядно-
    образная память, чем словесно-логическая и предложенные упражнения над словом способствуют развитию мыслительных операций, словесно-логического
    мышления. Желаю вашим ученикам получать удовольствие от успешного обучения.

    ОтветитьУдалить
  5. Елена Павловна Скачко17 ноября 2019 г. в 16:42

    Здравствуйте Тамара Михайловна! Очень интересный опыт вы представили по формированию языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка. Я думаю, что ваша работа с учащимися будет успешной, так как вы учитываете психологические особенности возраста младшего школьника. Подбираете те методы и приемы, которые способствуют развитию словесно-логического мышления и произвольной памяти. Хороших Вам результатов по работе с детьми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Павловна!Спасибо за высокую оценку моей работы. Я очень надеюсь на хорошие результаты .

      Удалить
  6. Добрый вечер, Тамара Михайловна! Благодарю, что подняли эту полезную тему и так нестандартно ее раскрыли. Я уверена, что для лучшего усвоения правописания словарных слов просто необходимо использовать игровую деятельность. Кроме своей основной задачи, она также помогает развивать творческие способности учеников, умение логически мыслить, повышает уровень познавательной деятельности.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!