Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

суббота, 14 ноября 2015 г.

Изучение отечественного и зарубежного опыта по самообразованию учителей

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир”.
А. Дистервег
Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Сегодня я хочу поделиться с Вами тем, какие исследования проводились учеными и педагогами в области самоообразования учителя.
Самообразование учителя как самостоятельное явление в современной педагогической науке и профессиональном образовании широко отражено в соответствующих научных исследованиях по многим аспектам. Проблемы профессионального мастерства учителей находятся в центре внимания многих ученых.

Исследованы особенности, структура и содержание педагогической деятельности (В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.), методологические, социально-педагогические и психолого-педагогические аспекты повышения квалификации учителей (И.К.Белицкий, С.Г.Вершловский, А.П.Владиславлев, А.В.Даринский, В.Г,Онушкин), дидактические и методологические проблемы самообразования, профессиональных потребностей и запросов учителей (Т.Г.Браже, И.П.Глинская, А.Е.Марон, П.Г.Пшебильский, Е.П.Тонконогая, А.С.Фомченко и др.).

Вопросам формирования стремления личности к самообразованию и изучению закономерностей процесса самообразования посвящены работы А. Я. Айзенберга, Л. А. Балакиревой, С. Б. Елканова, А. Г. Каспаржака, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова, С. В. Кульневич, В. И. Лещинского и других исследователей.

Пониманию определения критериев и показателей результативности процесса повышения квалификации в контексте профессионального самоопределения личности и профессиональной культуры учителя содействовали исследования И. В. Карнаевой, Н. Э. Касаткиной, М. В. Корниловой, О. Г. Красношлыковой, И. П. Подласого, Е. Л. Рудневой, Н. В. Рыбалкиной, Г. Н. Серикова, Т. М. Чурековой и др.

Неоднократно исследовались затруднения, с которыми сталкиваются в работе школьные учителя (Ю.К.Бабанский, Н.В.Головко, Г.С.Поляков), предлагаются пути формирования профессионального мастерства (В.А.Афанасьев, А.Д.Деминцев, З.Ф.Ефименко, Н.В.Кухарев, P.P.Майман, М.П.Портнов и др.). Разработаны материалы в помощь начинающим учителям, советы им (Э.А.Гришин и др.).

Исследования учёных, посвященные проблеме активизации самообразования учителя, носят многофакторный характер.

Изучен вопрос теории и практики самообразования в России (О.Б.Даутова, С. А. Кононенко и др.), исследуется формирование отдельных компонентов самообразования, например, образовательной и творческой активности учителя, способности к самоанализу и рефлексии (Н. С. Зубарева, Г. А. Ключарев, Е. Н. Кофанова, И. А. Мушкина, Е. М. Пахомова, Е. В. Перенкова, С. А. Пиплан и др.).

В научной литературе наметилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования:
- в рамках теории непрерывного образования самообразование рассматривается как стержень целостной системы, пронизывающий эффективность ее функционирования на разных этапах жизнедеятельности человека (А.А. Бодалев, А.П. Владиславлев, А.В. Даринский, В.Н. Турченко и др.);
- в социологических исследованиях самообразование изучается в контексте категории свободного времени как один из элементов ее структурирования (В.А. Артемов, Г.П. Астапенко, М.А. Дремина, Л.Ф. Колесников и др.);
- в педагогических трудах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Котляр, Н.В. Косенко, Г.С. Сухобская и др.);
- педагогическая и социальная психология, исследуя внутренние механизмы саморегуляции, рассматривает самообразование как составную часть самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности (А.Я. Арет, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, А.Г. Ковалев, В.И. Слободчиков и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам самообразования показал, что изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования: исторические и социальные аспекты самообразования (Л.Я. Айзенберг, A.M. Арсеньев, А.К. Громцева, Г.С. Закиров и др.);
- сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (Ю.А. Азаров, Т.А. Воронова, Д.М. Гришин, С.Б. Елканов и др.);
- пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (В.И. Андреев, В.И. Завьялова, Г.С. Закиров, Л.А. Земская, JI.C. Колесник и др.);

Различными проблемами самообразования учителя занимались ученые Т.Г. Браже, A.JI. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д. Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и др.

Можно утверждать, что разработаны теоретические основы педагогического самообразования, общая концепция его педагогического стимулирования, обоснована взаимосвязь между самообразованием и эффективностью профессиональной деятельности учителя.

Вместе с тем, недостаточно изучены содержание, формы и методы организации самообразовательной деятельности учителя в условиях общеобразовательной школы как основной среды развития профессионально-творческого потенциала учителя; не обоснованы в достаточной мере условия, обеспечивающие эффективность процесса самообразования и его влияние на личностно-профессиональный рост учителя, были выявлены противоречия между потребностью общества в педагогах с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и реальным состоянием их самообразовательной деятельности.

Изучение проблемы самообразования учителей в научной литературе и на практике показало, что многих учителей характеризует недостаточный уровень потребности в самообразовании, учителя затрудняются в освоении педагогического опыта, оценке эффективности своей работы. Среди учителей имеет место недопонимание того, что именно их самообразование - это путь к творчеству, самовыражению, становлению неповторимого индивидуально-творческого стиля собственной профессиональной деятельности.

Каким же должно быть самообразование современного учителя, чтобы оно обеспечивало его личностно-профессиональный рост?


Источники:
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/aktivizatsiya-samoobrazovaniya-uchitelya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii#ixzz3smz9WUod

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-faktory-razvitiya-samoobrazovaniya-uchitelya-selskoi-shkoly-v-sovremennykh-u#ixzz3sn0Gu4EY

1 комментарий:

  1. Елена Михайловна, Вами проделана огромная работа по изучения опыта по самообразованию. Иду вслед за Вами - спасибо за ссылки!

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!