вторник, 3 ноября 2015 г.

Самообразование Казанцевой Л.П. по теме: "Расширение творческого потенциала учащихся на уроках географии через использование элементов литературной географии"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вот и начался новый учебный год, а с ним и новая тема моего самообразования. Ужа начата работа над темой по самообразованию на ближайшие три года: "Развитие коммуникативных и личностных УУД  на уроках географии", но предыдущая тема самообразования сыграла большую роль в моём развитии, а потому хочу поделиться своими размышлениями с Вами...
Актуальность темы "Расширение творческого потенциала учащихся на уроках географии через использование элементов литературной географии" состоит в том, что основным стержнем современной образовательной позиции является обеспечение приоритетов интересов личности, личностно ориентированного сопровождения образования ребенка через развитие его творческих способностей. Это позволяет каждому ученику опираться на свои способности, опыт, дает возможность реализовать себя в познании и в учебе.

На моих уроках географии реализуются различные методы обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно - иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично - поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся мною применяется система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, индивидуальные карточки - задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы, а также отдельные задания, публикуемые в блоге.

Предлагаю Вам посмотреть презентационный вариант моей темы по самообразованию
Он проиллюстрирован сообщениями из моего блога ГЕОГРАФОЧКА.

Подходит к своему завершению год 2015-й. Особый год – ведь для большей части интеллигентного общества нашей страны он прошёл под знаком Литературы. Коснулось это не только писателей и поэтов, но и нас, учителей.
Очень часто в произведениях писателей можно найти подробные описания ландшафтов, достоверное описание географического места действия. Достаточно вспомнить произведения Николая Васильевича Гоголя, Михаила Александровича Шолохова, Константина Георгиевича Паустовского... Огромное количество приключенческих книг сами по себе являются кладезем сведений по географии, метеорологии, этногеографии и другим географическим наукам.
К сожалению, учителя литературы в силу специфики методики преподавания своего предмета (и они по-своему правы!) практически не акцентируют внимание школьников на том географическом пространстве, в котором живут и взаимодействуют персонажи книг. Писателю важны герои его книги, их судьбы, он может лишь упомянуть город, область, а у школьника могут возникнуть сложности. Например, действие книги происходит в горах, а он живёт на равнине. В книге рассказывается о моряках, а школьник никогда не видел моря. Может получиться, что ребёнок просто не поймёт, почему герои произведения, чтобы попасть домой или в школу, постоянно взбираются на холмы или переходят вброд речки, далеко ли уехал персонаж от родного дома... Учитель географии должен помогать своим ученикам входить в географическое пространство художественных книг. Но делать это надо систематически, ведь в каждом курсе есть свои особые моменты, которые перекликаются со школьной программой по литературе.
Много лет на своих уроках я использую элементы литературной географии. Работа начинается в 5-6 классе и завершается с выпуском учащихся из школы. Все работы аккуратно оформляются и хранятся в специальных папках для творческих работ по географии.
Необычайно интересной, захватывающей и очень необычной была наша работа с шестиклассниками по составлению синквейнов. Конечно, географических.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Около 20 лет синквейны активно используются и в нашей стране. Используются, прежде всего, в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Можно предположить, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Именно эти свойства синквейна меня заинтересовали больше всего.
Составление синквейна требует от ученика умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейны можно использовать на уроках и во внеклассной деятельности:
-- для подведения итогов по пройденной теме,
-- как заключительное задание по большому разделу,
-- для самоконтроля,
-- для того, чтобы быстро узнать уровень усвоения темы (здесь нужно будет обратить внимание на скорость составления синквейна Вашими учениками),
-- для повторения темы (достаточно вспомнить свой синквейн),
-- для викторин и конкурсов (достаточно просто скрыть первое слово).
А какое необычное задание как-то получили родители ребят! Ещё бы – каждый ребёнок принёс домой листик с домашним заданием для родителей! Конечно, они отнеслись к этому по-разному, но именно эти работы – работы активного сотрудничества всей семьи, были одними из наиболее ярких за прошедший учебный  год. Все ли родители выполнили задание – нет. Но если вспомнить, всё равно родители помогают своим детям выполнять домашнее задание, так почему не попробовать хотя бы раз сделать это открыто!
На уроках дети представляли свои работы по теме "Движения Земли". Вернее, делились своими размышлениями на тему того, что бы произошло на нашей планете, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси. А это уже самое настоящее сочинение! Все полученные работы по форме выполнения можно разделить на три весьма неравные части: компиляция интернет-статей, собственные предположения в виде небольшого авторского сочинения и  фантастические рассказы - созданные детьми литературные произведения. Лучшие работы были использованы ребятами на уроке литературы.
А ещё мои пятиклассники сочиняют отличные стихи! Часть из них была опубликована в школьной газете и на сайте гимназии. Получается, что и случайный урок (замещение) можно провести с пользой, сочиняя географические четверостишия по только одной заданной строчке!
Одна из последних наших творческих работ – путешествие вглубь Земли. Она состояла из двух этапов.
1. У ребят было 6 вариантов работы. Каждое посвящено одному объекту: литосфере, литосферным плитам, ядру, мантии, магме и земной коре. Надо было написать, что это такое, нарисовать, составить синквейн к главному слову задания.
2. Дома ребята писали небольшое сочинение по теме «Письмо другу из глубины Земли», где делились «новостями» глубинного путешественника. Это далеко не все творческие работы, которые я провожу на своих уроках.
Ещё на моих уроках географии дети читают отрывки художественных произведений, отрывки научных описаний равнин, а некоторые "пролонгировали" задание - нашли описания не только равнин, но и гор! Пушкин, Лермонтов, Есенин цитировались без подглядок, строки М.Рида, Д.Дефо, Ж.Верна звучали на уроке географии!
Викторины, загадки, сказки и былины – всему можно найти место на уроке географии. Теперь мы не только будем писать стихи, составлять синквейны,  рассказы, и сказки, мы обращаем своё внимание на литературные произведения, их описательную географическую составляющую, что требует совместной работы с коллегами историками и литераторами.

Год Литературы в нашей стране подходит к концу, тема самообразования отработана... но не на моих уроках! Я стараюсь всегда найти время и место для элементов литературной географии.


Источники:



ФГОС: Путешествие вглубь Земли или И снова эти синквейны...


7 комментариев:

  1. Лилия Павловна, это та самая работа, которая была представлена Вами на недавнем интерактивном семинаре в КубГУ? Мне понравилось. История и география рядом, обязательно присмотрюсь повнимательнее к Вашим методам работы! Спасибо, что поделились разработкой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталья Ивановна, это она! Сейчас, когда я вступаю в изучение новой темы по самообразованию, уже можно предоставить общественности как саму работу над темой предыдущей, так и итоги...
      Спасибо! Обратите внимание на ссылки - очень подробно всё описано в моём блоге!

      Удалить
  2. Лилия Павловна, вот уже в течение пяти последних лет наблюдаю за вашим карьерным и профессиональным ростом. Очень интересная межпредметная связь. Все прочла с глубоким интересом. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Владимировна!
      Я делаю то, что мне нравится, чему научилась сама - веду авторский блог, где есть возможность публиковать все-все свои наработки и размышления...
      Спасибо за внимание к моей работе!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! С удовольствием прочитала о вашей работе. Невольно поймала себя на такой мысли: действительно, анализируя произведение, разбирая систему образов, говоря о средствах выразительности, пытаясь рассказать о замысле писателя,мы как-то забываем о топонимах, упоминаемых в тексте. Спасибо, что заставили по-другому взглянуть на мою работу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Владимировна!
      Вы, наверное, узнали замечательных шестиклассников с книгами на фотографии..? Мне очень повезло с ними - дети много читают произведений классиков, сразу же смогли привести примеры географических описаний. Спасибо Вам за Ваш труд!

      Удалить
  4. Доброе утро, Лилия Павловна! Очень интересный проект! Прекрасно помню посты в рамках проекта в Вашем блоге "Географочка". Ребята учатся думать, развивают речь, а образовательная деятельность становится по-настоящему увлекательной!

    ОтветитьУдалить