Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

суббота, 13 апреля 2019 г.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики


Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
(Фирдоуси́)



Мы постоянно должны не забывать, то что функциональная грамотность не может быть сформирована моментально. Это продолжительный процесс. И браться за формирование функциональной грамотности учащихся необходимо с учителя. Как гласит одна мудрость: Учитель не тот, кто дает знания, тот, кто растит эти знания в других.

В условиях модернизации значимость физики, имеющей большое число «пограничных» с иными дисциплинами сфер изучения возрастает и обеспечивает разработку успешных путей и средств решения, жизненно значимых для людей вопросов и проблем. Ядром этого процесса является функциональная грамотность, таким образом подразумевают способность человека вычислять стандартные жизненные проблемы в различных областях жизни и работы в основе прикладных познаний. В взаимосвязи с этими исследованиями физика обязано должна быть нацелена на формирование функциональной грамотности обучаемых.

Работая с учащимися, зачастую задумываешься над вопросом, а осознают ли наши ребята то, про что они читают. И мы сами для себя даём ответ, скорей всего нет, не понимают, а ведь им нужно учиться создавать, понимать свежее, выражать собственные идеи, принимать решения, следовательно, педагогу необходимо переключаться в исследовательские проекты и творческие обучения.

Во множестве психолого-преподавательских источниках прямо указывается на то, то что компетенции могут более с успехом создаваться в рамках проектной деятельности или технологии формирования критического мышления. Однако проектная деятельность – это замечательно, и в рамках классно-урочной системы в учебном процессе ее использование является все-таки несколько узким. По этой причине с целью решения поставленных вопросов целесообразнее было бы применение критического мышления.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных свойств, позволяющих продуктивно взаимодействовать с информационной реальностью. Образовательная методика формирования критического мышления базируется в коммуникативно-деятельностном принципе преподавания, предусматривающем диалоговый, интерактивный порядок уроков, совместный поиск решения вопросов, а кроме того «партнерские» взаимоотношения между педагогом и обучающимися.

Применение целостной системы инновационного преподавания на уроках физики нельзя без знания общих конструкций этого обучения, исследования возможностей их функционирования при изучении разнообразных областей школьной программы по физике. Обнаружение обстоятельств инноваторского преподавания дает возможность вскрыть механизм и создать технологию процессов, которые обеспечивают значительную результативность итогов учебной работы.

Так же важно использовать методику инновационных технологий.  Она при обучении физике будет эффективной, если обеспечит полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.), положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности со стороны обучающего, -— так и со стороны обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно с учащимися, проводит дискуссии и планирование деятельности, а учащиеся решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъекг-объекг-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется. Даже в том случае, когда не удается прийти к общему мнению, дискуссия все равно оправдывает себя, ибо позволяет человеку более глубоко разобраться в проблеме, ориентироваться в противоречиях и в столкновениях между различными подходами к решению.   Особое значение имеет рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы. Поэтому важно, чтобы на заключительном этапе дискуссии учащиеся имели возможность как бы со стороны посмотреть на прогресс совместной деятельности и на свою личную роль в нем.Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования естественно-научной грамотности учащихся.

Учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют естественно-научную грамотность, а это далеко не всегда имеет место. Только при этом условии он сможет целенаправленно использовать задания по естественно-научной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания, так называемых компетентностно-ориентированных заданий.

Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.А значит нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, тогда и учащиеся будут развиваться вместе с тобой. Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!