Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

четверг, 23 мая 2019 г.

Географическая грамотность: немного теории (для осознания значимости) и тест "Проверь себя!"

Здравствуйте, коллеги! Мне повезло - вот уже 18-й год я работаю в замечательной гимназии №18 г. Краснодара и учу ребят очень интересной науке - географии.  А география - одно из ключевых звеньев в формировании естественнонаучной картины мира, именно она дает комплексное понимание пространства планеты Земля, тем самым преодолевая стереотипы и обыденный взгляд на "плоский" мир со стороны человека. Представляете, до сих пор есть люди, которые верят, что Земля плоская!!! Достаточно почитать комментарии вот к этой статье в моем блоге: "Доказательства шарообразности Земли: с древних времён до современности".
Кроме того, на современном этапе география играет ключевую роль в объяснении современных экономических, социальных, культурных и политических процессов. География, пожалуй, является единственной дисциплиной, которая сочетает естественнонаучную и общественную составляющие, таким образом, формируя целый комплекс наук. Владение географическими знаниями - важный показатель культуры человека.


Под географической грамотностью мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентирования в пространстве. Человек постоянно пребывает в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность является столь же значимой, что и речевая грамотность. В последние годы многие отмечают, что уровень грамотности (в т.ч. географической) в нашей стране снижается, а это в современных условиях чревато разного рода неблагоприятными последствиями...

Филологи и журналисты активно призывают нас к участию в "Тотальном диктанте" с целью проверки и повышения уровня своей грамотности. В то же время сами журналисты довольно регулярно совершают территориальные ошибки. Например, "Новокузнецкая область" уже стала систематической ошибкой российских журналистов. Ещё различные авторы сообщают о предвыборных плакатах с очертаниями России без Курильских островов и без Калининградской области и сообщениях об очередях на "российско-шведской границе" и т.д.

1 ноября 2015 года в России впервые состоялась масштабная образовательная акция, обещающая стать ежегодной и направленная на оценку уровня географической грамотности населения, - Всероссийский географический диктант. Диктант позволил оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлёк внимание к проблеме географической грамотности.
Мне понравилось участвовать в Географическом диктанте, участвовала и очно, и заочно, и даже с учениками, а потому приглашаю и Вас! К слову, есть ещё и Экономический диктант, и Этнографический.... По приведённым выше ссылкам Вы можете познакомиться с описанием-рассказом, как это было... Но вернёмся к географической грамотности.

Географическая грамотность является необходимой составляющей общей грамотности человека. Владение географическими знаниями и пространственным мышлением являются необходимыми качествами выпускника, попадающего в новую социальную и экономическую среду. Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и одновременно является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, осознавать свое место в нем, понимать пространственные связи между его компонентами, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней, с самим собой и окружающими людьми.

Человеку важно и необходимо знать о пространстве, в котором он живёт, работает и взаимодействует с другими людьми и природой. Человек должен иметь представление о пространстве, которое он преобразует посредством своей деятельности, чтобы знать, как правильно его преобразовывать, чтобы не причинить вред системе, частью которой он сам является.


Итак, значимость географической грамотности я обозначила, а теперь давайте проверим себя... Некоторое время назад я разработала систему вопросов по определению уровня географической грамотности, поделив её по ступеням образования и возрасту. Предлагаю Вам эти вопросы, конечно же, без ответов!))))) Эти вопросы можно использовать в своих классах, дать родителям на собрании, ведь ответы не займут много времени, а вот результаты могут получиться ооооочень интересными! Для получения качественных результатов обязательны:
-- анонимность,
-- знать возраст и пол респондентов.

Готова поделиться ответами и помочь обработать полученные результаты! Напишите мне в комментариях свою почту и.... вместе мы сможем многое!))))

А пока предлагаю проверить себя...



Вопросы по географической грамотности
Ваш пол: ____________
Ваш возраст: ____________

Уровень: начальная школа (1-4 классы)

1. Как называется материк, на котором располагается наша страна:
А. Евразия,
Б. Африка,
В. Австралия,
Г. Антарктида.

2. Какую форму имеет планета Земля?
А. квадратную,
Б. круглую,
В. треугольную,
Г. Земля плоская.

3. Какое из этих морей омывает наш Краснодарский край?
А. Красное,
Б. Жёлтое,
В. Чёрное,
Г. Средиземное.

4. Какое озеро самое глубокое в мире?
А. Онежское,
Б. Титикака,
В. Ладожское,
Г. Байкал.

5. Столицей России является…
А. Москва,
Б. Санкт-Петербург,
В. Краснодар,
Г. Казань.



Уровень: средняя школа (5-9 классы)

1. Кто первым совершил кругосветное путешествие?
А. Ф.Магеллан,
Б. Х.Колумб,
В. В.Д. Гама,
Г. И.Крузенштерн.

2. В скольких полушариях располагается наша страна?
А. 2,
Б. 3,
В. 4,
Г. 5.

3. Какой регион России также омывается двумя тёплыми морями – Чёрным и Азовским, – как и Краснодарский край?
А. Республика Карачаево-Черкессия,
Б. Ростовская область,
В. Республика Крым,
Г. Астраханская область.

4. Какова глубина озера Байкал?
А. 1034 м.,
Б. 11022м.,
В. 354м.,
Г. 1637м.

5. Из перечисленных ниже городов-миллионеров выберите самый большой по численности населения:
А. Санкт-Петербург,
Б. Казань,
В. Уфа,
Г. Челябинск.



Уровень: старшая школа (10-11 классы)

1. Первооткрыватели Антарктиды были из…
А. России,
Б. Дании,
В. США,
Г. Великобритании.

2. В скольких полушариях располагается наша страна?
А. 2,
Б. 3,
В. 4,
Г. 5.

3. Какая страна не входит в шестёрку самых больших стран по площади?
А. Канада,
Б. Австралия,
В. Индия,
Г. Китай.

4. Какова глубина озера Байкал?
А. 1034 м.,
Б. 11022м.,
В. 354м.,
Г. 1637м.

5. Из перечисленных ниже городов выберите столицу Канады:
А. Оттава,
Б. Канберра,
В. Монреаль,
Г. Йоханнесбург.



Уровень: родители учащихся, учителя (кроме учителей географии)

1. Кто первым совершил кругосветное путешествие?
А. Ф.Магеллан,
Б. Х.Колумб,
В. В.Д. Гама,
Г. И.Крузенштерн.

2. Первооткрыватели Антарктиды были из…
А. Дании,
Б. России,
В. США,
Г. Великобритании.

3. Какой по счёту расположена Земля по мере удалённости от Солнца?
А, 1,
Б. 2,
В. 3,
Г. 4.

4. Какова глубина озера Байкал?
А. 1034 м.,
Б. 11022м.,
В. 354м.,
Г. 1637м.

5. Какую форму имеет планета Земля?
А. круглую,
Б. квадратную,
В. овальную,
Г. Земля плоская.


И помните: необходимо стремиться преодолеть неграмотность в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одним из важных компонентов является географическое образование!

1 комментарий:

  1. Лилия Павловна, возьму на заметку вашу статью, очень полезно и нужно.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!