Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы:
- умения
находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
- найти
в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь
на тексте, сделать простые выводы;
- устанавливать
связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать
их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать
авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и
на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Представление
о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального
образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в
образовательной практике.
Предлагаем использовать следующие
приёмы работы:
Приём «Чтение с остановками». Материалом
для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока
учащиеся по названию текста
определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока
текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают
предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует
выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного
отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались
несостоятельными.
Приём «Работа с вопросником» принимают
при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником.
Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.
Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной,
требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После
самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и
правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведём пример вопросника
к тексту Л.Н. Толстова «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим
коллективным обсуждением.
Вопросник
1.
Назовите
героев произведения.
2.
Где происходят события?
3.
Какие чувства испытывала собачка, оказавшись
в клетке со львом? Подтвердите ответ словами
из текста.
4.
Как автор относится к собачке? Какими
словами он пишет о ней?
5.
Как лев относился к собачке?
6.
Найдите в тексте соответствующие
глаголы.
7.
Что однажды произошло? Что случилось с
собачкой через год?
8.
Перечитайте описание поведения льва
после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9.
Чем заканчивается быль?
10. Вспомните
начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11. Каково
ваше впечатление от рассказа?
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется
как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети
самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях,
что узнали нового. Какие его стихи и что хотели бы
узнать. Работа с этим приёмом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу
узнать» даёт повод к поиску новой
информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Мозговой штурм» позволяет
активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует
нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и
неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет
найти выход из затруднительной ситуации.
Так,
например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в
которой автор знакомит с главными героями Рукоделницей и Ленивицей, учитель
делает остановку, предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени. В
конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают половицу, наиболее точно
отражающую главную мысль сказки.
Приём «Уголки» можно
использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики
героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа
готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой
жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из
текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце
урока делается совместный вывод. Этот приём учит детей диалогу, культуре
общения.
Приём «Написание творческих работ»
хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям
предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или
самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в
зависимости от их уровня развития.
Приём «Создание викторины». После
изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными
текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят
соревнование, Можно предложить каждой группе выбрать лучшего – « знатока», а
потом задать ему вопросы.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети
учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и те, на которые
ответить определённо невозможно, проблемные вопросы. Данная работа способствует
развитию мышления учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы.
Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить
его содержание
Приём «Мим – театр» - изобразить
мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
Приём «Крестики-нолики».
Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После
прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания
ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в
игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит
полный ряд своих знаков.
Приём «Дерево мудрости». Сначала
быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, которой
задаётся вопрос по тексту и крепит её к нарисованному дереву на доске. Далее по очереди каждый подходит к дереву,
срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети ещё раз прочитывают
заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
При использовании на уроках
литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются
навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «
читательская грамотность».
Т.М. Сехпоян,
М.В. Никулина
Тамара Михайловна, большое спасибо за ценную информацию!
ОтветитьУдалитьДобрый день.Спасибо большое за отзыв!
ОтветитьУдалить