Я, Устименко Галина Витальевна, учитель истории и обществознания. Почетный работник общего образования, Заслуженный учитель Кубани, В 2006 году стала победителем в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений в рамках ПНПО, в 2008 – победителем регионального конкурса «Лучший классный руководитель».
Родилась в 1960 году в городе Краснодаре, окончила в 1989 году исторический факультет Кубанского государственного университета. Классный руководитель замечательного 7 «А» класса. Владею методикой современного урока с использованием интерактивного оборудования, информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности. Активно делюсь своим опытом с коллегами выступая перед педагогическим сообществом на мастер-классах, семинарах, конференциях.
Много
внимания уделяю навыкам самостоятельной работы учащихся с научной и справочной
литературой, использую интегрированный метод, обеспечивая дифференцированный и
индивидуальный подход к детям.
Разработала
авторские программы по предмету «История русской культуры», по внеклассной
деятельности: «Аэрокосмическое образование», «Экологическое образование в
гимназии», программы спецкурсов для учащихся 9-11 классов: «Через гуманизм –
к миру», «От школьной скамьи – к звездам», «Судьба природы – в твоих руках».
Около
30 лет активно сотрудничаю с учащимися в научно-исследовательской деятельности
и творческих конкурсах. Ребята разных возрастов показывают высокие результаты, являются
победителями и призерами муниципальных, краевых научно - практических конференций
«Эврика», лауреатами всероссийских интеллектуальных конкурсов «Национальное
достояние России», «Юность.Наука.Космос, «Юность.Наука.Культура», Гагаринские и
Королевские чтения и многих других.
Являюсь руководителем методического
объединения учителей обществоведческих дисциплин гимназии, аэрокосмического
образования учащихся гимназии и музея новейшей истории, авиации и космонавтики. Имею многочисленные публикации научных
статей по педагогике, истории и авиации
и космонавтике в журналах, брошюрах, а также автор нескольких сборников.
Применение
разнообразных средств и методов в обработке и передаче информации для повышения
качества образования.
Производство
информации и знаний имеет тенденцию оставаться массовым. У информации есть три
замечательных качества. В процессе ее использования на только не расходуется,
а, наоборот, самообогащается, возрастает, и не только количественно, но и
качественно. Информация доступна и свободна к использованию. И еще одно
качество, она поддается квантификации (делению на порции или фрагменты). Поэтому
недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией.
Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и
возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение педагогических задач.
Деятельность школ должна
обогащаться изменениями, которые улучшают качество образования и расширяют его
доступность. Современная школа требует внедрения новых подходов к обучению,
которые развивают коммуникативные, творческие и профессиональные навыки учащихся,
учитывая потенциальную многовариантность содержания и организацию
учебно-воспитательного процесса. Такие подходы значительно расширяют
возможности традиционных технологий обучения и способствуют появлению качественно новых условий для
реализации творческого потенциала учащихся, которые стали пользоваться
электронными библиотеками и виртуальными лабораториями, научными, учебными и
другими культурно и социально значимыми ресурсами сети Internet. Единое
информационное пространство дает возможность повысить эффективность
самостоятельной работы учащихся при комбинировании традиционных и электронных
ресурсов.
В условиях широких
возможностей представляется весьма важной организация деятельности учащихся по
работе с большими массивами и потоками информации.
Основные проблемы, возникающие при этом
такие:
- как переработать учебный материал и научить учащегося концентрировать внимание на главном;
- как эффективно построить учебный процесс с применением компьютера;
- какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера;
- как и какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;
- какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.
Изучение нового материала:
На этом этапе блока уроков используются
такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов,
составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной
информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления
на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным.
Для подготовки презентации ученик должен провести огромную
научно-исследовательскую работу, использовать большое количество
источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую
работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда
в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть
красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный
вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление,
формирует эстетический вкус. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже
иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе
демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений,
который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент
соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с
компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
В 5-11 классах осуществляется
работа по составлению конспекта параграфа, а в 9-11 - лекции по дифференцированному алгоритму
(определенная последовательность приемов и умственных действий расчлененного
характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и
качества его усвоения и конспектирования).
Конспект должен стать первым помощником в
учебе, он должен быть ясен и понятен, легко читаться и расшифровываться, нужно
записывать смысл, а не текст лекции или учебника.
В процессе изложения нового материала
происходит изучение основополагающих для темы терминов. В прошлом учитель
диктовал содержание термина, сейчас все просто и главное эффективно. На экран
выводится термин с объяснением. Здесь мы видим положительный момент. У детей
есть возможность записать без ошибок, когда при диктовке может произойти
искажения восприятия и, следовательно, не верное запоминание.
На теоретическом этапе усвоения материала
возникают определенные проблемы: учащиеся порой не умеют правильно штудировать
текст, отсюда не верное выполнение задания (это характерно на обычных рабочих
уроках, так при выполнении заданий
на ОГЭ и ЕГЭ, как по истории, так по
обществознанию).
Формы представления
информации учителем разнообразны. Живая,
эмоциональная речь или записанная предварительно мультимедийная информация,
включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и
видеофрагменты, С помощью программных средств можно представлять на экране в
различной форме учебную информацию:
– инициировать процессы
усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической
деятельности (усваивать название событий, даты, термины, портреты деятелей,
достижения, схемы. карты), тем самым активизировать познавательную деятельность
обучаемых;
-эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж,
повторение ( решение тестов, работа с картой, схемами) и оперативное
выставление в электронный журнал оценок.
– формировать и развивать определенные виды мышления ( наглядно- образного, теоретического, логического и т. д).
Здесь достигаются наиболее значимые дидактические принципы, методические цели, которые эффективно реализуются в усвоении исторической, философской, экономической, социологической и правовой информаций.
– формировать и развивать определенные виды мышления ( наглядно- образного, теоретического, логического и т. д).
Здесь достигаются наиболее значимые дидактические принципы, методические цели, которые эффективно реализуются в усвоении исторической, философской, экономической, социологической и правовой информаций.
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения достигается за счет возможности поэтапного
продвижения к цели по линиям различной степени сложности в выполнении
заданий.
Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения, оценкой, осуществление самоконтроля и самокоррекции;
Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;
Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения, оценкой, осуществление самоконтроля и самокоррекции;
Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;
Компьютерная визуализация
учебной информации изучаемого объекта (наглядное представление на экране
объекта (портрет, карта, событие, схемы), а при необходимости — во всевозможных
ракурсах, в деталях, позволяет погрузиться в исторические эпохи, испытать
эмоции, как бы стать участником события. Например, при изучении темы «Черное
море» по кубановедению, я в презентации использую не только изображение рыб,
морских животных, водорослей, но и звуки шума моря. Создается потрясающая
атмосфера «перенесения» на берег Черного моря. Данная подача материала
усиливает мотивацию в обучения. Как, результат, подготовка учащимися 7 классов
интересных докладов и презентаций.
Использование широкого
диапазона добычи информации способствует формированию культуры учебной
деятельности, информационной культуры обучаемых.
Музейный предмет – это
источник научной информации, который выполняет культурологический заказ общества.
Знакомство с экспонатом предполагает встречу ребенка с чем-то редким, загадочным,
символичным. Порой они не сразу верят, что перед ними подлинники, а не
винтажные вещи. Исторические редкости оживляют
историю, делают ее понятной и доступной. Существует проблема теоретического и
методологического осмысление музейной педагогики. Главная задача – это активное
и эффективное использование музейных артефактов. Необходимо сделать их живыми и
«говорящими». Несмотря на то, что подростки увлечены компьютерными
технологиями, музейные ценности притягивают их, как магнит. Изменились запросы,
но сохранилась потребность общения с экспонатом, с музейным пространством. Архивные
документы повышают доверие к информации. Знакомство учащихся с документальными
источниками вызывает эмоции и заставляют сердце биться сильнее и испытывать
чувство причастности к великим событиям.
Фронтовые письма, фотографии, военные билеты, наградные листы и т.д., эти и
другие экспонаты являются носителями научной
информации и культурным достоянием. Они
формируют визуальное мышление, как бы участвуют в музейном «спектакле», придают
уроку и внеклассным мероприятиям наглядность и иллюстративность.
Фотографии, привезенные из путешествий используются мной в презентациях.
Грамотно вставленные в контекст слайдов расширяют кругозор и актуализирует
события, помогают испытывать положительные эмоции, развивают поисково-исследовательские
навыки и формируют ценностно-нравственное отношение как к прошлому, так и к
настоящим процессам. Подростки
действуют по аналогии, и в своих презентациях и сообщениях используют
собственные фотографии.
Можно выделить множество сфер применения информационных образовательных
технологий в процессе преподавания истории. Все они по-своему интересны и
достаточно эффективны, но требуют приложения времени и усилий для получения
ожидаемого результата.
Обобщая вышеизложенное, нужно
отметить, что в основном целесообразность применения программных средств
определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной
информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения,
отображения и воздействия на предметный мир., компьютерные программы и базы
данных принято называть мультимедийными продуктами. По силе информационного
воздействия сегодня на всех обучающие программы, которые включают в себя
тексты, фотографии, аудио- и видеоинформацию этапах образования одно из первых
мест занимают мультимедийные продукты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень важно услышать Ваше мнение!
Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.
Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!