Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

воскресенье, 1 сентября 2019 г.

Развитие функциональной грамотности одаренных учащихся в процессе обучения физике

В условиях модернизации роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и др.). Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Подходя проблеме функциональной грамотности, важно иметь в виду ее особую значимость именно по отношению к одаренным учащимся. Это обусловлено характеристиками личности одаренного ученика, среди которых: восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), беглость (быстрота генерирования различных идей), гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы)

Следует отметить, что процесс обучения физике в аспекте развития функциональной грамотности с опорой на зону актуального развития одаренного учащегося (особенности решения им любой проблемы) будет способствовать переходу одаренного ученика в зону своего ближайшего развития, тем самым, раскрывая его потенциальные возможности в решении жизненно важных задач и проблем высокой степени сложности.

Рассматривая осуществление взаимосвязи физики с предметами естественного цикла как дидактического условия организации практико-ориентированного обучения учащихся, следует отметить, что межпредметные связи объединяют теорию и практику, способствуют применению знаний в окружающей действительности (природе, быту, производстве).


Следовательно, под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания. В теории обучения физике к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким предметам.

Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) - это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос.


2 комментария:

  1. Добрый день, Елена Николаевна! Спасибо за интересную статью. Мне как гуманитарию интересен взгляд со стороны учителей естественно-научных предметов. В вашей статье есть мысли, которые заставляют задуматься.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!