В результате дети, подростки, а затем и взрослые люди утрачивают умение РАЗГОВАРИВАТЬ и СЛУШАТЬ. Слушать так, чтобы услышать и понять собеседника. Разговаривать так, чтобы быть понятыми. В прошлом веке правильной, грамотной речи учила не только школа, но и книги, телевидение, театр. Благодаря каждодневному слушанию и чтению у многих формировалась привычка правильно использовать устную и письменную речь, что часто называли врождённой грамотностью. Что же мы наблюдаем сейчас? Неправильное произношение слов, неверное ударение, сокращения, уродующие красоту слова, неоправданное замещение русских слов иностранными, которые в свою очередь тоже подвергаются сокращению.
Особенно отчётливо видна необходимость формирования у учащихся такой ключевой компетенции, как коммуникативная.
Коммуникативная компетенция может сформироваться только в процессе общения школьников с учителем и, что особенно важно, в процессе общения с другими учащимися. Роль учителя же – грамотно организовать это общение в ходе обучения. Все известны классические формы групповой работы, широко применяемые многими учителями. Я же после периода поисков и проб остановилась на взаимоопросе. Технология такова. Учащиеся получают в качестве домашней работы задание подготовить определённое количество вопросов с ответами по конкретному параграфу или теме. На следующем уроке они задают свои вопросы друг другу по цепочке. Заранее мы оговариваем «правила игры»
Обязательно обращение друг другу по имени.
Идёт диалог, остальные только слушают.
Учитель вмешивается в диалог в крайнем случае. Учитель – наблюдатель.
Если вопрос непонятен, отвечающий имеет право услышать его ещё раз и, возможно, в другой формулировке.
Отвечающий может пользоваться любым источником информации, в том числе и помощью кого-то из класса, кто поднятием руки выказывает готовность помочь. При этом, получив помощь, ученик должен затем ответить задавшему вопрос.
Цель вопроса не показать своё превосходство, поэтому задающий имеет право на подсказку, если не получил нужного ответа.
Когда ответ получен, автор вопроса оценивает его, хвалит и благодарит собеседника.
Взаимоопрос по заготовленным дома вопросам позволяет мне как учителю выявить многие слабые места в изучении физики у учащихся, и так же их некоторые личностные проблемы.
На первых порах учащиеся в большинстве своём испытывают затруднение называть друг друга по имени, благодарить за диалог. Это значит, что для них проблема построить диалог со знакомым и тем более незнакомым человеком.
Вначале учащимся эта форма работы показалась очень простой, и они искренне недоумевали, почему учитель «придирается» к словам, к построению фразы. «Это же не урок русского языка»
Ученики, испытывающие трудности в изучении физики, как правило, формируют вопрос из предложения, «выдернутого» из параграфа. При этом часто нарушается причинно-следственная цепочка.
Ребенку достаточно трудно оценить ответ собеседника. Зачастую ученики не считают ответ верным, если он сформулирован не «их» словами.
Ситуация, когда собеседник не понимает простого с точки зрения спрашивающего вопроса, ставила в тупик: что делать? Как продолжить диалог?
С другой стороны школьники охотно выполняют подобные задания, с удовольствием общаются на уроке друг с другом, гораздо охотнее предлагают помощь, попавшему в затруднение однокласснику.
Данная работа обязательно оценивается, даже если ученик не смог задать свой вопрос, он может сдать работу в письменном виде. В этом случае учителем оцениваются и сами вопросы, и подготовленные на них ответы. Постепенно у школьников вырабатывается навык формулировать вопросы грамотно, появляется умение оценивать ответ, умение грамотно вести диалог, умение общаться. И тогда учитель постепенно всё больше «уходит в тень», предоставляя ученикам самим вести обучающий диалог.
Известно, что коммуникативная компетентность является одной из ключевых, т.е. овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни, и по словам учеников работа с вопросами по предложенной технологии им в этом помогает.
Ксения Игоревна, спасибо за познавательный материал и взгляд на проблему с иного ракурса.
ОтветитьУдалитьДа,Ксения Игоревна,Вы правы,нужно задуматься об обучении умению вести диалог и уделить этому повышенное внимание.Спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ксения Игоревна! И пусть я не учитель английского языка, было интересно и заставило задуматься...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ксения Игоревна!
ОтветитьУдалитьВаш пост позволил мне взглянуть на проблему коммуникативной компетентности с другой стороны. Вы, однозначно, правы: сформироваться она может только при общении, а неумение учеников вести диалог, к сожалению, сегодня не редкость, поэтому одной из задач педагога становится развитие и этого навыка.