Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

четверг, 19 сентября 2019 г.

Поколение диджиталов и универсальная грамотность

 Чтобы эффективно решить проблему, надо прежде всего, понимать, в чем эта проблема состоит. Работая над проблемой «универсальной грамотности и глобальной компетентности» в рамках нашей инновационной площадки мы проводим исследование разных репрезентативных групп. В конце прошлого года исследования затронули наших выпускников. С полученными выводами и результатами очень хочется поделиться. Репрезентативность выборки составила 77% обучающихся от общего числа (125 человек).
 
Полученные данные довольно информативны, так же, как и выводы сделанные в процессе проведения мониторинга. Благодаря наблюдениям за поведением выпускников во время ответов на поставленные вопросы (следует отметить, что были оговорены и анонимность, и важность достоверности и самостоятельности ответов) можно сделать следующие выводы: для данного поколения необычайно важно мнение окружающих, друзей, одноклассников. Высока потребность в советах (возможность снять с себя ответственность?). Довольно легко поддаются влиянию. Несмотря на юношеский максимализм, высок авторитет взрослых людей. Решения принимают, предпочитая опираться на чужой опыт.
Сделанные выводы по факту наблюдения за процессом согласуются с данными международных мониторинговых исследований. Считающих, что для поколения «диджиталов» (цифрового поколения) необычайно важна коммуникация в среде себе подобных. «Жизнь на ладони» в Инстаграм, Одноклассниках, Контакте, Фейсбуке не оставляет места для «табуированных вопросов», их попросту нет. Вся жизнь становится максимально открытой и обсуждаемой. «Закрытых тем» в этом сообществе не существует. «Так стрессом становится информация о событии, на которое тебя не пригласили, или тревога – может ли пропуск последних постов стать барьеров в общении при встрече с друзьями, или не приведет ли отсутствие «лайка» на страничке друга к ненужным осложнениям в отношениях.» Косарецкий С. Диджитал. Цветы земли. Статистический портрет// Управление школой №2. - август 2018. - С.33 Действительно интересно было наблюдать, как для многих обсуждение вопросов вслух было насущной потребностью, решения принимались только после получения обратной реакции от окружающих.

    Вопросы мониторинга были структурированы по нескольким направлениям.
1). Предметные области истории, географии, литературы. С заданиями по истории справилось 77% опрошенных.
Наибольшую трудность вызвал вопрос о прекращении существования СССР (у 18% опрошенных) и вопрос о крещении Руси (у 12%).
Вопросы по географии вызвали большее затруднение, только 2% учащихся справились со всеми заданиями. Наиболее сложными оказались следующие вопросы: 90% учеников не знают, что в России не растут какао бобы, хлопок и оливки; на вопрос «В скольких полушариях располагается наша страна?» не смогли посчитать, что в трех - 80%; в вопросе «Почему белые медведи не едят пингвинов?», вспомнить, что они живут на разных полюсах, не смогли 39 % выпускников.
     В области читательской грамотности у выпускников наибольшую сложность вызывает анализ текста: смысловой разбор и выделение главного, ответы на вопросы по прочитанному. Так не смогли проанализировать небольшой по объему текст и ответить на вопросы - 83%; вспомнить, что Шерлок Холмс вымышленный герой - 48 %; составить пазл из смысловых частей текста - 41% респондентов. Общей читательской грамотностью обладает всего 4% учащихся.
     Таким образом, из нехитрого анализа видно, что среди общеучебных навыков самыми западающими являются: умение анализировать текст, вычленение главной мысли, смысловое понимание текстового материала. Не менее интересным был факт наблюдения за отвечающими выпускниками. Преобладающее большинство отвечающих нуждались в поддержке со стороны сверстников. Даже уже приняв решение и дав правильный ответ на вопрос, принимали сторону наиболее «авторитетного» с их точки зрения одноклассника. В данном случае можно согласиться с выводами социологических исследований, как России, так и международных организаций, поколение технологических гаджетов, нуждается в постоянной «лайкизации», реакции, желательно одобрительной. Такая зависимость, делает нынешнее поколение уязвимым от мнения окружающих, и может быть использовано как способ воздействия или получения желаемого поведения. Так же при обсуждении было слышно, что для большинства нынешнего поколения Шерлок Холмс, это реально живущий персонах, благодаря даже не советскому фильму, а английскому сериалу 2017 года. При анализе, текста, который имел эмоциональную нагрузку, получение работы после окончания ВУЗа, 83% выпускников «прочитали» того чего в тексте нет, гарантированного права на работу после окончания ВУЗа. Это говорит о том, что выпускники 11 классов склонны воспринимать окружающий мир в большей степени субъективно, чем объективно.

2). Судя по полученным результатам, компьютерная грамотность нынешнего поколения слишком преувеличена. Только 41% учащихся справились со всеми заданиями этого блока, среди учителей этот процент равен 0. Остальные имеют трудности такие же, как и более старшее поколение. Среди одиннадцатиклассников низкий уровень компьютерной грамотности показало только 33 %, тогда как среди учителей 59%. Грамотными среди выпускников 2019 года является 65 %, среди учителей до 25 лет 72%, до 35 лет 70%, до 45 лет 34%, до 45 лет 27 %. Таким образом, наиболее компетентными в вопросах компьютерной грамотности является поколение старше 18 и до 25 лет.

3)
Третий блок вопросов был связан с вопросами финансовой грамотности. Здесь всего 9% учащихся сумели правильно ответить на все поставленные вопросы. Наиболее сложным вопросом оказался вопрос, связанный со сбережением средств, здесь 80% учеников воспринимают кредиты как средство накопления, не понимая весь механизм финансовой зависимости, в которую попадает семья при получении кредита в банке. Хотя при этом 94% учеников понимают, о необходимости «подушки безопасности» в виде резервного фонда наличности на непредвиденный случай. 52% не знают особенностей натурального хозяйства, хотя нельзя исключить и того факта, что выпускники, обладающие невысокой читательской грамотностью, просто не знают литературных героев на примере которых было предложено рассмотреть типы хозяйств. 39% учеников не смогли справиться с решением задачи в которой семья тратит больше чем зарабатывает, считая, что ничего страшного при таком неразумном хозяйствовании не произойдет. Что касается педагогов, то здесь процент финансово грамотных людей составляет 13%. Наибольшие трудности вызывают вопросы понимания специфика натурального хозяйства - 45%, и вопрос о видах финансовых махинаций - 39%. Здесь можно вполне согласиться с аналитикой российских исследовательских групп считающих, что российское общество достаточно безграмотно в вопроса финансовой грамотности в том числе и вопросах кредитования.

4) И в последнем блоке вопросов нам было интересно сравнить умение работать с простейшей инструкцией и понимание важности глобализации общества. Судя по оценкам экспертов у поколения нынешних выпускников, существуют большие трудности при работе с инструкциями и больше чем у старшего поколения сформировано понимание важности глобальных проблем. Исходя же из нашего наблюдения, с простой инструкцией справилось 84% учеников, в то время как среди учителей это только 56%. Мы ни в коей мере не претендуем на абсолютную истину, тем более что в целом задача была несколько иная. Для выявления этой западающей компетенции нужно проводить отдельные целенаправленные исследования.

     Что же касается понимания важности глобальных проблем, то здесь всего 46% ребят считают, что глобальные проблемы влияют на нашу жизнь, в то время как среди педагогов это понимают 66%. Считают не важной проблему голода – 18% учеников, проблему миграций – 39%, климатических изменений -22%, мировых конфликтов – 13%. Интересно, что мировую проблему ухудшения здоровья не важной считают только 6% ребят, в то время как среди педагогов 0. Здесь преобладающим фактором скорее всего личностная окраска проблемы, т.е. имея сложности со здоровьем респонденты понимают ее важность. Таким образом, подтверждается теория последователей «школы Фрейда», что осознание глобальных и мировых проблем все же приходит через жизненный и социальный опыт, и характеризует уже зрелую социальную личность.

В оценке собственной саморегуляции выпускники на 99% считают, что с большинством вопросов могут справиться легко. В то время как всего 4% педагогов МБОУ гимназии № 18 обладают такой уверенностью. 72% с легкостью готовы обсудить причины, по которым люди становятся беженцами; 52% проблему влияния выбросов углекислого газа на глобальные изменения климата; 39% взаимосвязь между ценами на текстильные изделия и условия труда в странах производителях; 29% влияние экономического кризиса на мировую экономику; 26% с легкостью готовы освоить новую программу графического редактора. Только 22% учеников 11 классов готовы признать, что для решения данных вопросов им нужна помощь.
Таким образом, выводы, сделанные международными исследованиями, подтверждаются нашими локальными поисками, но теперь это не просто безликие цифры и «западающие» компетенции это наши конкретные выпускники. Возможно, полученные результаты позволят нам разработать систему эффективных мер по решению хотя бы части проблем.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Юлия Юрьевна!
    Да, поколение диджиталов очень отличается от всех предыдущих, но нам надо учиться их слышать, не прогибая, а настраивая на СОвместную работу, СОучение... Выводы заставляют задуматься и постоянно корректировать свою образовательную деятельность. Спасибо Вам за такую полезную статью!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Юлия Юрьевна!
    Во-первых, благодарю за исследование и столь глубокий анализ, эта информация, однозначно, будет способствовать личностному и профессиональному развитию. Во-вторых, не могу не согласиться с комментарием Лилии Павловны: "Соучение и совместная работа" - это те киты, на которых и должно строиться общение с поколением диджиталов.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!