В современных условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Проблема формирования учебно-познавательной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.
Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы.
Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы.
Эта тенденция к "мотивационному вакууму" на рубеже начальной и средней школы объясняется рядом факторов. Снижение интереса к учению заметно в тех классах, в которых преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, там, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В качестве причин снижения интереса к учению В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях. Наконец, нужно отметить, что некоторое снижение мотивации учения носит закономерный характер: удовлетворена потребность дошкольника учиться, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению.
Особо следует подчеркнуть роль деятельностного метода
в формировании мотивов учения. Дело в том, что формирование потребностей и
мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности.
Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учится, о его долге и обязанностях,
о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы
хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту
деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется
устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик
должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если
в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения,
то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой
деятельности. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта
информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не
видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти
дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса
мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, является создание
учебно-проблемных ситуаций. Очень эффективно, особенно в младших классах,
начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или
рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого
поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным
толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует
поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим
приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную
мотивацию.
В результате изучения данной темы, обмена опытом с
коллегами на VII Международном Слете учителей Сочи – 2016, курсовой подготовки в своей
педагогической практике применяю следующее:
•
индивидуальный подход к каждому ребенку;
• определяю образовательный маршрут для учащихся;
•
подмечаю у учеников малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной
работы и создаю все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный
интерес к науке, к знаниям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень важно услышать Ваше мнение!
Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.
Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!