Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами фрагментом статьи, написанной для готовящегося к выходу сборника статей нашей муниципальной инновационной площадки. Этот фрагмент я считаю наиболее значимым, т.к. в нём содержится практический опыт учителя, который может быть полезен учителям географии и других предметов.
Сегодня на уроках географии
нельзя просто рассказывать ученикам текст параграфа, нельзя дать задание на
прочтение фрагмента текста и задать вопрос о прочитанном, нельзя выйти к карте
и показать расположение географических объектов! Всё это хорошо "работало" на
результат лет 20 назад. Мультимедийная презентация на уроке уже не диковинка,
привлекающая внимание, а хорошо отлаженный рабочий инструмент. Мы движемся к
повсеместному внедрению электронных и онлайн-учебников в образовательный
процесс, но движемся очень медленно, учитывая низкую скорость Интернета в
школьной Сети и отсутствие персональных ПК у каждого ученика. И поэтому одним
из основных средств обучения остаётся привычный нам бумажный учебник. А основа
любого учебника - это текст.
http://geografo4ka.blogspot.com/2015/03/blog-post_18.html - синквейн о
внутреннем строении Земли,
Говоря о работе с текстом на уроке географии, мы должны понимать, что все выпускники основной школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся).
По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Сегодня я хочу поделиться с вами фрагментом статьи, написанной для готовящегося к выходу сборника статей нашей муниципальной инновационной площадки. Этот фрагмент я считаю наиболее значимым, т.к. в нём содержится практический опыт учителя, который может быть полезен учителям географии и других предметов.
____________________________________________________________
Правильная организация работы
ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой
позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник – это не
самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого
учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии
необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться
в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и
непонятное.
Говоря о новых приёмах работы с
текстом на уроках географии, не стоит решительно отодвигать в сторону хорошо
зарекомендовавшие себя десятилетиями традиционные
приёмы:
1) Чтение и пересказ части текста параграфа способствуют
запоминанию и формированию правильной и
красивой речи.
2) Деление текста
на смысловые блоки
учит ребёнка правильно разбить
материал параграфа по смыслу.
3) Составление плана по тексту учит ребёнка выделять главную
мысль в тексте и озаглавливать её.
4) Нахождение
доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь
текстом, докажите, что Восточная Сибирь является лидером по добыче руд цветных
металлов).
5) Составление опорного конспекта по тексту способствует
лучшему запоминанию и хорошему усвоению
материала.
6) Нахождение географических
объектов и нанесение их на контурную карту способствуют хорошему запоминанию географических объектов.
7) Нахождение в
тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа учит школьников выбирать
из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного и
второстепенного.
Для развития смыслового чтения
необходимо внедрять разнообразные новые приёмы работы с текстом, постоянно
менять формы работы с текстом для привлечения и удержания внимания учащихся. В
своей работе я часто использую следующие приёмы:
-- решение проблемных вопросов через нахождение в тексте необходимой
информации. Проблема: Австралия
является лидером по проценту территории, занятому пустыней, и по обеспеченности
подземными водами одновременно. Почему? Как такое возможно?
-- сравнение по тексту двух близких по смыслу понятий, необходимо
каждый раз напоминать учащимся, что сравнение – это поиск не только отличий, но
и сходств. Примеры: сравнение бризов и муссонов, географического
положения Черного и Белого морей, высотной поясности Урала и Кавказа, свойств
горных пород базальта и мрамора и пр. В 5-6 классах я предлагаю признаки
для сравнивания, в 7 корректирую названные учащимися признаки, а в 8-9 классах
ребята самостоятельно определяют признаки для сравнения.
-- преобразование текстовой информации в другие формы – необходимо
«свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму,
карту, символы и др., проанализировать и сделать вывод. Возможно и
преобразование в понятную ученикам форму, например,
рэп (ссылка на публикацию в авторском блоге учителя:
http://geografo4ka.blogspot.com/2017/09/blog-post_8.html).
-- составление заданий на «опережение времени», т.е. направленных на
развитие логики и фантазии одновременно. Например,
предположить, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет,
нарисовать условные знаки будущего (ссылка на публикацию в авторском блоге
учителя: http://geografo4ka.blogspot.com/2016/09/100200-500.html).
-- составление кроссвордов по тексту (терминам и понятиям) параграфа или
раздела. Для выполнения задания учащиеся могут привлекать различные сервисы
сети Интернет, что развивает их ИКТ-компетентность.
-- система маркировки текста является основой при самостоятельном
чтении нового материала. Учащиеся маркируют предложения и/или абзацы текста в
зависимости от личного восприятия:
О - кружочком помечают то,
что им уже известно;
– -
знаком минус помечается то, что противоречит их представлениям или о чём
они ничего не знали, новая информация;
+ -
знаком плюс помечается то, что
является для них интересным и неожиданным.
? - вопросительный знак (?)
ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
-- для обобщения изучаемого
материала часто использую составление
синквейнов (слово происходит от
французского слова «пять»). Для того, чтобы дословное запоминание понятий
не сковывало речь, необходимо развивать словарный запас, с решением
поставленной задачи отлично справятся синквейны. Это стихотворение состоит из
пяти строк и могут использоваться на уроках географии по любой изучаемой теме.
Например:
http://geografo4ka.blogspot.com/2018/10/blog-post_17.html - составление
синквейнов по теме «Путешественники и первооткрыватели (5 класс),
синквейн может быть дан и в качестве домашнего задания, которое
выполняется вместе с родителями по тексту параграфа или дополнительных
источников информации:
Рис.
1. Пример домашнего задания с составлением синквейнов.
http://geografo4ka.blogspot.com/2014/02/blog-post_1198.html - синквейны
по теме «Гидросфера».
-- составление презентации к тексту параграфа – необычная форма
домашней работы, которая может выполняться в группах (старшие классы) или
индивидуально. Необходимо в начале учебного года оговорить правила,
максимальное количество слайдов и структуру работы, исключая заимствования из
Интернета. Данное задание может быть дано на опережение новой темы и на
повторение изученного на уроке.
-- иллюстративное изображение позволяет проиллюстрировать основную мысль текста и/или
реакцию учащегося на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Начиная с 7
класса для иллюстрации материала параграфа использую творческие домашние
задания. Например, составить на листе А4
в виде коллажа "портрет" природной зоны,
материка, региона России, страны мира. Помимо показа работы одноклассникам,
учащиеся учатся презентовать свои работы, описывая проделанную работу:
http://geografo4ka.blogspot.com/2019/10/blog-post_15.html -
«Особенности природы регионов России», 9 класс,
http://geografo4ka.blogspot.com/2019/01/8.html
- «Волга - главная водная артерия Европейской части России», 8 класс,
http://geografo4ka.blogspot.com/2017/02/blog-post.html
- «Китай и Египет», 7 класс.
-- решение мини - проектных задач, например, в формате
топографического диктанта. Задание: Спишите топографический диктант, заменяя
выделенные слова условными знаками: "На каникулы мы приехали погостить в деревню. Наша деревня расположена левее грунтовой
дороги, которая пересекает сосновый
лес. На опушке леса стоит заброшенная мельница, рядом с
ней колодец. От колодца к северу тянутся кустарники до самой реки. Все лето мы купались в реке, прыгая с деревянного моста".
Говоря о работе с текстом на уроке географии, мы должны понимать, что все выпускники основной школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся).
По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Лилия Павловна, добрый день!
ОтветитьУдалитьЯ немного сомневалась в тематике статьи для сборника, ваша статья помогла в этом разобраться. Очень заинтересовали некоторые приёмы работы с текстом. Спасибо!
Здравствуйте, Наталья Ивановна!
УдалитьСпасибо! Статья рождалась долго, но я рада, что она получилась именно такой - практико-ориентированной и полезной.