Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

понедельник, 27 июля 2020 г.

Дорогу осилит идущий!

Уважаемые коллеги! Как и обещала, делюсь результатами большой мониторинговой работы, проведенной нашей дружной командой. В этой статье расскажу о самом интересном, о том, что заставляет думать и делать выводы. Но прежде… «Дорогу осилит идущий; пусть в пути ослабнут и подогнутся его ноги – он должен ползти на руках и коленях, и тогда обязательно ночью вдали увидит он яркое пламя костров и, приблизившись, увидит купеческий караван, остановившийся на отдых, и караван этот непременно окажется попутным, и найдется свободный верблюд, на котором путник доедет туда, куда нужно… Сидящий же на дороге и предающийся отчаянию – сколь бы ни плакал он и ни жаловался – не возбудит сочувствия в бездушных камнях; он умрет от жажды в пустыне, труп его станет добычей смрадных гиен, кости его занесет горячий песок. Сколько людей умерли преждевременно и только потому, что недостаточно сильно хотели жить!» - написал Леонид Соловьев в своей повести о Ходже Насреддине. Как чудно, замечательно и точно сказано. Можно стенать по поводу сложностей в образовании, а можно ползти…на руках и коленях.

Учительские форумы пестрят сообщениями о сложностях общения с родителями. Никогда еще не была так велика пропасть между учителями и родителями, никогда так низко не ценился учительский труд, никогда еще не было такой волны случайных менеджеров в образовании. Мы же (коллектив гимназии)  пойдем другим путем, мы будем работать, вопреки, назло всем досужим вымыслам и сплетням, не смотря ни на что.

Итак, в конце учебного года, в рамках нашей инновационной работы был проведен мониторинг родительского коллектива, на предмет оценки родителями, навыков полученных их детьми за текущий учебный год. Сразу хочу оговориться, что срез мы проводили только одной параллели. Однако выводы нами полученные являются срезовыми для большинства современных родителей.

Если говорить научным языком, то репрезентативность выборки позволяет говорить о данных тенденциях и для генеральной совокупности родителей. Родителям было предложено ответить на семь разнообразных вопросов касающихся того насколько успешным был данный учебный год для ребенка в плане получения новых навыков и знаний, какие предметы более, а какие остались менее освоенными. Мы попытались разобраться в причинах этой освоенности и не освоенности. Подробно с аналитикой можно познакомиться на сайте гимназии, в разделе публичные доклады. В статье же, хочу акцентировать внимание на наиболее «занимательных» результатах.

1. Произошел всплеск усвоения ряда предметов, таких как алгебра, история, английский язык. Это может быть связанно и с тем, что выросла мотивировка обучения, и с тем, что в параллели в ряде классов произошла рокировка педагогов. Думаю, этот факт так же стал немаловажным. Следовательно, при выявлении пробуксовки в росте качества знаний в классе, можно менять педагогов. И в этом нет ничего катастрофичного. Однако принимая такое решение необходимо понимать, что для получения качественного результата необходимо время. Говорить о росте или отсутствии роста качества знания, можно только изучая качество знания в классе не менее трех лет подряд.

2. Наиболее сложными для изучения для учащихся ( с точки зрения их родителей) стали такие предметы как физика (21% опрошенных),алгебра (11,6% опрошенных), информатика и история (по 8,3% опрошенных). Причинами данного следствия могли стать: новизна преподаваемого предмета, усложнение требований предъявляемых к оценке качества знаний. Следует предположить и возникновение трудностей у той категории учащихся, которые не обладают достаточными регулятивными УУД (навыками планирования, мотивация и целеполагания в изучении предмета, регулирования собственных действий). Данная категория детей привыкла полагаться на решение проблем при помощи родителей.

Следует отметить и влияние всё возрастающего стремления родителей «учиться вместо детей». #ЯЖМАТЬ становиться все более популярным в среде современных родителей. Весь педагогический коллектив МБОУ гимназии № 18 отмечает, что за последнее время родители все активнее и активнее вмешиваются в учебный процесс (зачастую не обладая специальными профессиональными навыками, не имея опыта работы в образовательных организациях, не имея элементарного представления о подростковой психологии, опираясь исключительно на обыденное мировоззрение). Так, в вопросе об оценке личного вклада в качество знаний учащихся 61,6% родителей отметили, что постоянно учатся вместе с детьми, только 3% сказали о своем минимальном участии. ОЧЕНЬ хочется акцентировать внимание на том, что мониторинг проводился среди родителей не начальной школы!!!

Нельзя не отметить и такую проблему как читательская грамотность, как детей, так и родителей (любой написанный материал после прочтения, очень тяжело интерпретируется). Даже абзац прочитанного текста вызывает затруднения. До сих пор в параллели есть дети, читающие по слогам. Следовательно, объемный текст параграфов (например, по истории параграф может быть около 10 станиц) просто не понимаем.

Отметим и определённую долю погрешности при выявлении причин непонимания и не усвоения определённых предметов. Так, например, 15% родителей сетуют на непонятное объяснение предмета учителями русского языка и алгебры, при этом отмечая, что по обществознанию всё понятно всем, при изучении географии трудности испытывают 1,66%, английского языка 5%, информатике 3% однако резкого скачка успеваемости по предмету обществознания и английского языка, информатике и географии в текущем году в седьмой параллели не было отмечено.

3. Говоря об общей оценке родителями качества полученных знаний, можно порадоваться, т.к. родителей считающих, что их дети на хорошо и отлично усваивают предметы гуманитарного цикла в общей сложности 58%, математического цикла 44,9%, естественно-научного 46,6%, технологию/ИЗО/музыку/физ-ру 86,6%. Всеми родителями отмечен рос качества обученности. Отмечено и изменение качества общешкольных навыков. Так, значительное улучшение самостоятельности учащихся отметили 60%, ухудшение 1,66%; значительный рост ответственности 41,66%, ухудшение у 3,33%; качество чтения значительно улучшилось у 46,6%, ухудшилось у 1,66%; навыки работы с текстом ( составление конспекта, умение ответить на вопрос по прочитанному) значительно улучшились у 51,66%, ухудшились у 5%; родители отметили рост понимания текстового материала у 43,33%, ухудшение у 3,33%; рост рассудительности отмечен у 45%, ухудшение у 3,33%; рост коммуникации значительно вырос у 31,6%, ухудшилась у 6,6%; рост общительности отметили 36,6% родителей, ухудшение 6,6%; падение агрессивности выявлен у 15%, рост у 21,6%; так же было отмечено, что выросло критическое мышление у 26,6% детей.

4. Наиболее неоднозначные результаты были выявлены по двум вопросам, по оценке качества работы учителей и по предложениям которые бы помогли улучшить качество знаний учеников. 43,2% родителей считают, что учителя успешно проводят уроки, 9% - нет, при этом только 40% признались, что не могут оценить работу учителя, т.к. не присутствуют на уроках и судить о них могут только по рассказу своих детей. 51,6% родителей считают, что показываемые на уроках презентации понятны их детям, 31,6% признались, что ничего об этом не знают. 53,3% родителей считают, что учителя стараются заинтересовывать детей на уроках, 8,2% заявили, что нет, 36,6% признались, что не могут оценить, так как о школьном процессе могут судить, опираясь на слова других людей, что не может претендовать на объективность. 44,9% родителей считают, что учителя эффективно используют время урока, нет – 10% и только 41,66% не знают. 46,6% считают, что к учителю можно обратиться за помощью, 20% - нет, затруднились ответить – 30%. 29,9% считают, что все оценки выставлялись своевременно, 34,9% - нет, затруднились - 31,66%.

Наиболее настораживающим в данном вопросе является, то, что подавляющее большинство родителей не задумываясь, положительно или негативно оценивают работу педагогов, не имея ни малейшего представления, ни о специфике работы, не присутствуя на уроках, не имея целостного представления о системе образования, опираясь только на досужие вымыслы, средства массовой информации, субъективную оценку собственного ребенка или соседа. Исходя из данной информации, можно сказать, что более 60% родителей имеют низкий порог информационной грамотности, не имеют критического мышления, демонстрируют в своем большинстве обыденное мышление.

Глобальная проблема образования в данном аспекте, это необходимость перелома мышления целой семьи, невозможно пропагандировать здоровый образ жизни ребенку, в семье которого господствуют алкоголь и табак. Так же и с критическим мышлением, практически невозможно научить ребенка всесторонне анализировать информацию из различных источников, отметать заведомо ложные, градировать на субъективные и объективные, если традиционно в его семье родители, легко не задумываясь, опираясь исключительно на бытовое мышление, могут рассуждать о государственном устройстве, качественном и некачественном образовании.

5. Не менее интересными были ответы на седьмой вопрос, в котором родителям необходимо было предложить, как именно можно улучшить качество знаний. 61,6 % родителей считают, что детей надо больше заставлять учить материал наизусть. 81,6% полагают, что надо больше работать с анализом текста. 85% считают, что необходимо больше устных ответов на уроках. 60% полагают, что не надо уменьшать объем домашней работы. 65% настаивают, на большем объеме самостоятельной работы. 71,6% не считают, что оценки надо ставить более лояльно. 68,3% против завышения оценок их детям. Можно было бы радостно воскликнуть «Ура! Наконец- то родители понимают, что учителя действуют во благо учеников». Однако при том 61,6% родителей не доверяют учителям, считая, что не все педагоги знают, как организовывать процесс обучения.

Исходя из всего вышесказанного, в целом можно говорить о получении удовлетворительного опыта получения обратной связи от родителей. Полученные данные будут еще раз всесторонне осмысленны и проанализированы. С полученной информацией ознакомлен весь педагогический коллектив. Следующий год станет маркерной точкой для анализа проведенной нами работы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!