Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

пятница, 21 августа 2020 г.

Сетевой этикет как один из элементов функциональной грамотности в условиях дистанционного обучения. Часть3. Педагоги

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю поговорить о создании памятки для педагога во время ДО, но с несколькими уточнениями:
1. Естественно, всё это носит исключительно рекомендательный характер и основано на собственном опыте (учителя, классного руководителя, муниципального тьютора, любознательно-активного блогера) дистанционной весны-2020;
2. Педагоги в большинстве своём хоть и интеллигентны, но весьма обидчивы, хотя и довольно самокритичны;
3. При преподавании каждого предмета возможны свои особенности, поэтому предлагаю педагогам обязательно внести коррективы/ дополнения, учитывающие предметную составляющую;
4. Количество и объём заданий, рекомендованных к изучению материалов всегда остаётся на совести усмотрение каждого конкретного учителя, определяется предметной целесообразностью (с точки зрения педагога) и образовательной пользой для ученика.

Я предлагаю разделить памятку для педагога во время ДО на две крупные части.
 

I. Памятка для классного руководителя во время дистанционного обучения:

1. Создайте группы для обмена информацией:
а) классный руководитель + родители класса,
б) классный руководитель + ученики класса,
в) классный руководитель + ученики класса + учителя-предметники, работающие в классе. Проконтролируйте, чтобы все участники группы знали правила общения в ней (возможно, пригодится информация отсюда: "WhatsApp: правила переписки в рабочих (родительских и учительских) группах плюс несколько секретов для удобства общения").  

2. Обо всех новостях, документах, объявлениях от администрации школы незамедлительно сообщайте тем, кому они адресованы (учащимся, родителям). Не затягивайте с отправкой информации, чтобы не было "информационного голода", паники, недовольства, инсинуаций и кривотолков, полученных через третьи руки. Это Ваш классный коллектив, значит, все новости они должны узнавать от Вас, а не из других классов. 

3. Познакомьте родителей с тем, как будет организовано ДО у вас в классе - объясняйте простыми словами, без специфических терминов, представьте, что вы выступаете на родительском собрании и родители сидят перед вами. 

4. Всячески поддерживайте работоспособную и дружескую обстановку в рабочих группах (см.п.1.), не позволяйте панических высказываний, в случае конфликтной ситуации найдите время и позвоните родителю (ученику, учителю), разберитесь в ситуации, не отмахивайтесь и не оставляйте на потом. В общении в мессенджерах будьте искренни и доброжелательны, ведь это Ваш класс, именно Вы обязаны владеть ситуацией внутри него!

5. Избегайте сплетен, приватного общения с кем-то из родителей - поверьте, как Вы по секрету что-то рассказали, так и они расскажут друг другу. 

6. Находите повод время от времени писать слова поддержки родителям и детям, хвалите, если есть за что! Общение во время ДО - это не бесконечные назидания, требования и инструкции! Помните, что от Вашего тона (письменных интонаций) зависит атмосфера в классе, а иногда и в семье!

7. Не отчитывайте в общей группе родителей за поступки их детей! Если по другому никак - пишите в общем, а конкретные фамилии указывайте родителям в личку. (Спорно, но я так делаю: указываю фамилии в общей группе, если детей более 5 человек) Тщательно выбирайте тон!

8. Не поддавайтесь на провокации и истерии как родителей, так и учащихся! Спокойствие, доброжелательность, компетентность и искренность - ваши лучшие советчики! Берегите себя и свои нервы! 

9. Найдите "золотую середину": будьте убедительны, но не авторитарны, будьте готовы к компромиссу, но не идите на поводу, главное - не будьте равнодушны!  

10. Каждый день контролируйте подачу домашнего задания всеми учителями-предметниками, у кого в этот день уроки в Вашем классе. Пожалуй, это один из самых сложных моментов - как не обидеть коллегу, показывая ошибку, напоминая о своевременности, а иногда и доброжелательности...

11. Раз в неделю-10 дней обращайтесь к учителям-предметникам с просьбой подвести промежуточные итоги обучения, указать на самые распространённые ошибки, назвать должников... Делитесь этой информацией с родителями и самими учащимися.

12. Реагируйте на все обращения родителей и учащихся, не считайте их несущественными!


II. Памятка для учителя-предметника во время дистанционного обучения:

1. Не пишите адреса сайтов по памяти, обязательно проверяйте все ссылки! Грамотная подача ссылки очень важна, ведь разница всего лишь в один символ может исказить поиск информации или привести в "никуда".

2. Контролируйте объём заданий, которые должен выполнить ученик к следующему уроку. Не перегружайте детей!

3. Помните основу - урок в дистанционной форме должен содержать в себе следующие элементы:
-- мотивация. Это важная составляющая, которая должна присутствовать на протяжении всего процесса дистанционного обучения. Главное - поставить четкую цель перед обучающимися;
-- инструкция. Подробно изложить ученикам, как выполнять задания;
-- информация. Распределить всё по блокам, выстроить структуру, которой легко будет следовать;
-- контроль. Провести оценку знаний по теме, сделать это можно при помощи тестирования; продумать систему взаимодействия учителя и учеников во время дистанционного урока.
Согласитесь, написание конспекта по пяти параграфам с последующим фотографированием и отправкой учителю не совсем сочетается с вышенаписанным....

4. Постарайтесь разнообразить свои уроки - чередовать онлайн и офлайн формы. Напомню два режима дистанционного урока по типу взаимодействия учителя и учеников:
-- режим онлайн: обучающиеся и педагог одновременно находятся у автоматизированного рабочего места,
-- режим офлайн: местонахождение и время учеников и педагога не играет роли, организация урока происходит в отложенном режиме - учитель создаёт урок, а ученик учится в определённых временных рамках, когда ему удобно.

5. Не бойтесь осваивать новые сервисы и сайты. Даже маленькая яркая "необычность" в уроке (паззл, кроссворд, ребус и пр.) очень полезна!

6. При выставлении отметок будьте объективны и профессиональны: если ребёнок прислал выполненную работу, её нужно проверить, а не сразу ставить "5" в журнал! Вы же раньше ставили и "5", и "4", и "3"... Один взгляд на страницу предмета в электронном журнале - и видно работу учителя. Будьте требовательны, но благоразумны и объективны! Конечно, вопрос о "2" является для многих педагогов больным - ну вот что делать, если имея возможность, ребёнок просто не выполняет задания, а администрация негласно рекомендует не ставить "2"? А выход есть - взаимодействовать с классным руководителем и родителями, если это не помогает, то... (продолжите сами!))))) 

7. Перед выставлением оценок за четверть обговорите с классным руководителем сложившуюся в классе ситуацию с успеваемостью, укажите "проблемных" учащихся, подскажите, кто может улучшить отметку за четверть. Спорно, но..... по-человечески.

8. Будьте пунктуальны  - как во время онлайн уроков, так и в назначении заданий! Если знаете, что возможно опоздание на онлайн-урок или в публикации домашнего задания, предупредите заранее классного руководителя или учащихся. Все мы люди, непредвиденная ситуация может случиться у каждого.

9. Отмечайте не только правильность выполнения заданий учащимися, но ещё старательность и прилежание! Если ребёнок выполняет все задания вовремя, "присутствует" на всех уроках, но у него не всё получается, обязательно отметьте его - поощрите отметкой, похвалите, расскажите об этом его родителям. Ребёнок должен видеть, что его стремления увидены и отмечены.

10. Если задаёте задание на какой-либо из онлайн-платформ, обязательно прорешайте сами все задания, ведь могут встретиться ошибки. Учитывайте возможные "зависания" платформ из-за большого числа пользователей. 

11. На одном из первых уроков обязательно ещё раз уточните свои требования к выполнению работ, оформлению, срокам, лучше сделать это в письменной форме и отправить не только учащимся, но и классным руководителям классов, в которых Вы работаете. Старайтесь писать чётко, понятно, конкретно!

12. Во время дистанционного обучения лучше использовать отдельную электронную почту, при отправке адреса будьте очень внимательны. 

13. Позаботьтесь о своём личном комфорте - настройте беззвучный режим на определённых группах в мессенджерах, рабочей электронной почте и пр. Вы же не хотите проснуться в 3 часа ночит от пришедшего от ученика письма с выполненным заданием?! 

14. Будьте корректны в высказываниях и оценках. Помните, что во время ДО может "учиться" вся семья!)))))

15. Будьте профессионалом! Учительские табу:
- ставить отметки за наличие работы,
- ставить отметки при отсутствии работ,
- за одинаковые работы ставить разные отметки,
- давать задания типа "прочитайте параграф - напишите конспект - пришлите его на проверку". Так может и дворник/сантехник "учить" любому предмету....
- строить уроки исключительно на просмотре видеоуроков РЭШ, выполнении там заданий и переносе отметок в журнал (опять же, про дворника...)

16. Помните, ДО обязательно закончится, Вы снова встанете у доски и посмотрите детям в глаза, и пусть эти взгляды будут полны взаимной благодарности за уважение, терпение, старательность, понимание и внимание в сложное время дистанционного обучения!


Быть может, чего-то не хватает? Предлагайте и дополняйте, коллеги!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!