Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей.
Профессор Московского университета С. А. Рачинский (1836 – 1902) обращал внимание на то, что способность к устному счету полезна и в практическом отношении, и как средство для здоровой умственной гимнастики. Он учил детей решать задачи быстро, оригинально, учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношений между ними.
Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались лишь в 60-70 гг. ХХ века.
Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова и др.), применению средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Т.И. Фадейчева).
Опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка” писала о важности устных упражнений для формирования вычислительной культуры учащихся. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
В 5–6 классах для развития и совершенствования вычислительных навыков часто используются так называемые цепочные вычисления.
В учебнике Н.Я. Виленкина и др. такие цепочки даются в виде схем и в виде столбиков. Роль этих упражнений не сводится только к поддержанию умения считать, они хороши для развития оперативной памяти, тренировки внимания, настойчивости.
Каждая из этих работ внесла определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (Ю.Н.Макарычева, В.Я.Виленкина, Ю.М.Колягина).
Использованная литература интернет ресурсы:
Профессор Московского университета С. А. Рачинский (1836 – 1902) обращал внимание на то, что способность к устному счету полезна и в практическом отношении, и как средство для здоровой умственной гимнастики. Он учил детей решать задачи быстро, оригинально, учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношений между ними.
Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались лишь в 60-70 гг. ХХ века.
Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова и др.), применению средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Т.И. Фадейчева).
Опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка” писала о важности устных упражнений для формирования вычислительной культуры учащихся. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
В 5–6 классах для развития и совершенствования вычислительных навыков часто используются так называемые цепочные вычисления.
В учебнике Н.Я. Виленкина и др. такие цепочки даются в виде схем и в виде столбиков. Роль этих упражнений не сводится только к поддержанию умения считать, они хороши для развития оперативной памяти, тренировки внимания, настойчивости.
Каждая из этих работ внесла определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (Ю.Н.Макарычева, В.Я.Виленкина, Ю.М.Колягина).
Использованная литература интернет ресурсы:
- Ройтман, П.Б. Повышение вычислительной культуры учащихся : пособие для учителей / П.Б. Ройтман, С.С. Минаев, Н.С. Прокофьева [и др.]. – М.: Просвещение, 1985. – 48 с.
- Чекмарев, Я.Ф. Методика устных вычислений – М.: Просвещение, 1970.
- Минаева С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика. – 2008 год. - № 2.
Здравствуйте, Елена Владимировна! Как говорил Александр Васильевич Суворов "Математика - гимнастика ума". А что может быть лучшей гимнастикой для ума, чем устные вычисления?! Математика помогает школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи.
ОтветитьУдалитьЕлена Владимировна, спасибо Вам за размышления!
ОтветитьУдалить