Современному обществу необходимы образованные люди, умеющие выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Такой социальный запрос обусловил актуальность проблемы использования деятельностного метода в образовании школьников, который положен в основу ФГОС второго поколения. Деятельностный метод в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Такой подход в обучении нацелен на развитие личности. Поэтому основным результатом обучения являются личностные результаты учащегося, включающие в себя его готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, способность к реализации социально значимой деятельности.
Понятие деятельностного метода было введено в 1985 г. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Деятельностный подход разрабатывали классики отечественной науки Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.Г. Петерсон, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи.
Ниже приведен наиболее значимый опыт реализации деятельностного метода:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логвиновой. - М.: Просвещение, 2010.
3. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение/Под ред. Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы/Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига /Учебник, 2010.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/Сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
6. Программы четырехлетней начальной школы. Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига /Учебник, 2010.
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
8. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига /Учебник, 2010.
9. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Перспектива, 2008.
10. Деятельностный метод обучения. Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ, 2007.
11. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам/Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: АПК и ППРО, 2010.
12. Оценка уровня сформированности учебной деятельности./Г.В. Репкина, Е.В. Заика.-Томск: «Пеленг», 1993.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /Учебное пособие/А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008.
14. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение, 2010.
Новые образовательные стандарты требуют от учителей переориентировать учебно-воспитательный процесс не только на новые предметные образовательные результаты, но и на метапредметные, а также личностные. Они ставят перед учителями задачу по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Поэтому для меня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие младшего школьника, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Основные задачи образования сегодня — не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать универсальные учебные действия, обеспечивающих школьникам умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, как раз и создаются условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.
Понятие деятельностного метода было введено в 1985 г. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Деятельностный подход разрабатывали классики отечественной науки Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.Г. Петерсон, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи.
Ниже приведен наиболее значимый опыт реализации деятельностного метода:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логвиновой. - М.: Просвещение, 2010.
3. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение/Под ред. Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы/Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига /Учебник, 2010.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/Сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
6. Программы четырехлетней начальной школы. Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига /Учебник, 2010.
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
8. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига /Учебник, 2010.
9. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Перспектива, 2008.
10. Деятельностный метод обучения. Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ, 2007.
11. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам/Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: АПК и ППРО, 2010.
12. Оценка уровня сформированности учебной деятельности./Г.В. Репкина, Е.В. Заика.-Томск: «Пеленг», 1993.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /Учебное пособие/А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008.
14. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение, 2010.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Основные задачи образования сегодня — не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать универсальные учебные действия, обеспечивающих школьникам умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, как раз и создаются условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.
Маргарита Владиславовна, а приведённые Вами книги это те, что есть у Вас или рекомендуемый список литературы? Очень заинтересовала книга "Оценка уровня сформированности учебной деятельности" Г.В. Репкина, Е.В. Заика.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Лилия Павловна! Заинтересовавшая Вас книга имеется у меня в электронном варианте. Так же она доступна в сети Интернет http://www.studmed.ru/repkina-gv-zaika-ev-ocenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnosti_a4b302aae86.html#.
УдалитьМаргарита Владиславовна, очень интересно познакомиться с вашими наработками по этой теме.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Владимировна! Данная тема взята мной только в этом учебном году, находится в процессе разработки.
УдалитьМаргарита Владиславовна,было особенно интересно ознакомиться с Вашими наработками,не сомневаюсь в том ,что резутьтаты будут очень полезнЫ так как имела возможность вести свой предмет в Вашем классе, увидеть как вы отдаетесь своему делу без остатка и даже насладиться результатами Вашего труда.Работать с Вами И Вашими детьми было одно удовольствие.Успехов Вам.
ОтветитьУдалить