Позвольте прежде всего небольшое лирическое отступление. Когда я только окончила ВУЗ и полная новых идей, планов, надежд и перспектив переступила порог своей первой школы, в голове была твердая уверенность, что я умею ВСЕ. Ведь не зря целых 5 лет так старательно училась, грызла гранит науки, ХОДИЛА в библиотеки (да-да, в то далекое время студенты и школьники, еще по-настоящему ходили в библиотеки) и даже получила диплом с отличием. Однако одна из моих коллег, которая как раз уходила на пенсию, видя мою профессиональную самонадеянность и самоуверенность тогда сказала: «Деточка, запомни учитель – единственная в мире профессия, где нужно учиться всегда. Всю свою жизнь».
В стремительно меняющемся современном информационном пространстве невозможно ЗНАТЬ (владеть информацией как неким статичным материалом), можно УМЕТЬ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ. Вот это бесценно! Жизнь – динамична, знания –динамичны, информация – динамична, значит и мы должны вслед за ними тоже меняться. Иногда учебники не успевают пройти путь от издателей к читателям, как становятся устаревшими и ненужными.
Современное образование сориентировано прежде всего на построение и реализацию собственных образовательных маршрутов. Самообразование человека становится одной из главных компетенций развитой личности. Аксиома Сократа о том, что «я знаю только то, что ничего не знаю» побуждает нас учить своих учеников и приучать себя к саморазвитию. Одна из главных прелестей возможности учиться самому заключается в том, что ты являешься «покупателем ЛЮБОГО знания», т.е. сегодня ты можешь изучать китайский язык, завтра пойти на курсы бухгалтеров, а послезавтра начать писать исследовательскую работу в интересной для тебя отрасли. И вторая сторона данной медали, в том что самообразование вне возрастных ограничений. Ученика второго класса может интересовать химический состав воды, а 80-летний пенсионер изучать PR –технологии.
Современное образование сориентировано прежде всего на построение и реализацию собственных образовательных маршрутов. Самообразование человека становится одной из главных компетенций развитой личности. Аксиома Сократа о том, что «я знаю только то, что ничего не знаю» побуждает нас учить своих учеников и приучать себя к саморазвитию. Одна из главных прелестей возможности учиться самому заключается в том, что ты являешься «покупателем ЛЮБОГО знания», т.е. сегодня ты можешь изучать китайский язык, завтра пойти на курсы бухгалтеров, а послезавтра начать писать исследовательскую работу в интересной для тебя отрасли. И вторая сторона данной медали, в том что самообразование вне возрастных ограничений. Ученика второго класса может интересовать химический состав воды, а 80-летний пенсионер изучать PR –технологии.
Концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована с одной стороны, прежде всего на удовлетворение развивающихся потребностей личности, общества и государства, а с другой на расширение образовательного пространства. Личность всегда и везде осознает свое несовершенство и стремится к саморазвитию.
Молодому педагогу самообразование позволяет восполнить пробелы в полученном образовании, конкретизировать или детализировать свои знания. Педагог же со стажем, получает возможность не только пополнить багаж своих знаний, но и найти новые, эффективные и приоритетные приемы развивающей и коррекционной работы с детьми, родителями, овладеть новыми навыками.
Со временем, у учителя который постоянно занимается своим саморазвитием, формируется, я бы сказала, устойчивая потребность в постоянном пополнении своих знаний, развивается гибкость мышления, раскрывается творческий потенциал. Считаю, что такие учителя защищены от «профессионального выгорания», т.к. они не успевают устать от багажа своих знаний.
Учитель, владеющий навыками самообразования, переходит на качественно новый уровень профессиональной компетентности.
Важным условием, однако является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все владеют навыками самостоятельного обучения (часто возникают затруднения в подборе и анализе методической литературы, в формулировке вопроса, постановке задач и т.п). Ведь не случайно говорят, чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос.
В преддверии Нового Учебного года, хочу пожелать всем нам правильно сформулированных вопросов, желания искать и находить, а главное понимания в необходимости собственного саморазвития.
Здравствуйте,Юлия Юрьевна!
ОтветитьУдалитьДа, "Век живи - век учись" - это вполне можно сказать о педагогах. И в век стремительного роста НТР очень важно не оставаться в стороне от всех новинок НТП.
Учитель не должен ограничиваться рамками только своего предмета, а быть в курсе всего, что происходит вокруг.
То есть, держать глаза и уши широко раскрытыми и постоянно учиться.