«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда,
когда наряду с
чтением, одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа».
В.А. Сухомлинский
Чтение – это базовое, функциональное умение для образования и жизни человека в современном обществе. Только сейчас во всех странах отмечается тенденция: падение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Современные дети больше зрители, чем читатели и слушатели. Книга, конечно, не « уходит», она в большей мере остаётся источником информации, но с наибольшим удовольствием и интересам дети обращаются к Интернету и компьютерным играм. Читательская пассивность растёт. И с этим невозможно мириться.
Чтение
детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Умеют ли читать наши дети?
Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать
написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста
нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны
при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения,
анализировать прочитанное, отслеживать свое понимание и корректировать его.
Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.
Вопрос
о грамотном чтении остаётся в центре внимания. Новый образовательный стандарт
нацеливает учителя на необходимость решения важных задач: формирование
читательской компетентности, основой которой является читательская грамотность
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Овладеть
читательской грамотностью – это значить понимать текст, размышлять над его
содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
От того, в какой мере овладеет ученик читательской грамотностью. зависит
успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Поэтому
смело можно говорить о значительном вкладе уроков литературного чтения в
процесс формирования универсальных учебных действий.
Т.М. Сехпоян,
М.В. Никулина
Очень интересно было прочесть статью, большое спасибо за информацию
ОтветитьУдалить