Внимание!

Размещены материалы зональной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности обучающихся» Приглашаем к обсуждению!

понедельник, 3 декабря 2018 г.

Место начальной школы в формировании информационной грамотности обучающихся

Одна из задач современной школы – научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний.
Информационная грамотность педагогов и учащихся проходит через концепцию новых образовательных стандартов.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
Умения работы с информацией формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
· оценивать потребность в дополнительной информации;
· определять возможные источники информации и способы её поиска;
· осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;
· анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
· организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
· наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
· создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
· использовать информацию для построения умозаключений;
· использовать информацию для принятия решений;
· при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.

От современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами.

Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

Задача по формированию информационной грамотности учащихся может быть успешно решена педагогами, использующими компетентностный подход в обучении и воспитании, постоянно повышающими свою информационную грамотность, мастерски владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями.

М.В. Никулина, Т.М. Сехпоян

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Маргарита Владиславовна и Тамара Михайловна!
    Вы подняли очень важную тему.
    Действительно, в условиях повального информационного засилия, очень важно дать детям понять разницу между "я могу" и "я умею".
    Я МОГУ пользоваться интернет-ресурсами.
    Я УМЕЮ пользоваться интернет-ресурсами.
    "Мочь" могут все, но вот "уметь"- дано не каждому.
    И задача учителей сделать так, чтобы дети "умели" правильно пользоваться безбрежными возможностями интернет-технологий.

    ОтветитьУдалить
  2. Маргарита Владиславовна, и пусть я не учитель начальных классов, но мне было интересно! Лучший результат педагога - успешность его выпускников. У Вас отличные выпускники - 5а.

    ОтветитьУдалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!

Как оставить комментарий:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, ОО (ДОО), а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".
И Ваш комментарий появится после модерации.

Во время онлайн-мероприятий комментарии публикуются сразу, без модерации!