Одним из важных аспектов функциональной грамотности учащихся является естественно-научная функциональная грамотность - «… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».
Хотелось бы выявить три основных фактора функциональной грамотности, которые так же стоит развивать и в купе естественно-научной грамотностью учащихся.
1) Умение решать жизненные проблемы от бытовой, коммуникативной до правовой сфер. (Когда я преподаю физику, мне всегда хочется донести до учащихся, что знания, полученные на уроке, можно и нужно применять в быту)
2) В современном обществе одними из главных умений являются - компьютерные и информационные умения.
3) Коммуникативные умения.
1) Уметь разрабатывать задания на функциональную грамотность.
Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
2) Следующий этап это: самодиагностика, оценивание для обучения.
Для этого я использую релейные работы. Ученикам предлагается разнообразные выбор задач, решить которые он сможет по своему выбору и не обязательно будут решены все предложенные задания.
Достаточно неплохо заходят творческие работы, которые подразумевают поиск новых знаний или новой информации, а после презентация этих знаний учащимися. А так же проведение опытов заданных заранее и их подготовка.
3) Умение учащихся работать с текстом.
В физике это прежде всего умение работать с качественными и количественными задачами, умение учащихся понимать суть вопроса и как следствие применять уже полученные до этого знания. А так же важно научиться выделять из параграфов в учебниках главную суть и физические знания.
В самом начале я предлагаю ученикам научиться составлять план-конспекты. Это некоторые схемы или план, которые визуализирует полученные знания дома или на уроке. Как показала практика, подобные план-конспекты здорово помогают учить новый материал и помогаю вспомнить уже изученный.
С прошлого учебного я пыталась развить подобные навыки у своих семиклашек. Ребята уже в 8 классе и я с гордостью могу заметить позитивную динамику в их умениях. Пока, что это маленький успех, но мы продолжим с ними работать в данном направлении.
1) Умение решать жизненные проблемы от бытовой, коммуникативной до правовой сфер. (Когда я преподаю физику, мне всегда хочется донести до учащихся, что знания, полученные на уроке, можно и нужно применять в быту)
2) В современном обществе одними из главных умений являются - компьютерные и информационные умения.
3) Коммуникативные умения.
1) Уметь разрабатывать задания на функциональную грамотность.
Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
2) Следующий этап это: самодиагностика, оценивание для обучения.
Для этого я использую релейные работы. Ученикам предлагается разнообразные выбор задач, решить которые он сможет по своему выбору и не обязательно будут решены все предложенные задания.
Достаточно неплохо заходят творческие работы, которые подразумевают поиск новых знаний или новой информации, а после презентация этих знаний учащимися. А так же проведение опытов заданных заранее и их подготовка.
3) Умение учащихся работать с текстом.
В физике это прежде всего умение работать с качественными и количественными задачами, умение учащихся понимать суть вопроса и как следствие применять уже полученные до этого знания. А так же важно научиться выделять из параграфов в учебниках главную суть и физические знания.
В самом начале я предлагаю ученикам научиться составлять план-конспекты. Это некоторые схемы или план, которые визуализирует полученные знания дома или на уроке. Как показала практика, подобные план-конспекты здорово помогают учить новый материал и помогаю вспомнить уже изученный.
С прошлого учебного я пыталась развить подобные навыки у своих семиклашек. Ребята уже в 8 классе и я с гордостью могу заметить позитивную динамику в их умениях. Пока, что это маленький успех, но мы продолжим с ними работать в данном направлении.
Очень познавательно! Спасибо за информацию!
ОтветитьУдалитьЯ рада, что вас данная статья заинтересовала.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Николаевна!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, что рассказали о столь важной, но непростой теме. Соглашусь, что современные учебники не содержат заданий на функциональную грамотность, тогда решение этой задачи ложится на плечи преподавателя. Вы разработали прекрасные способы, которые не только выполняют свою основную функцию, но и делают изучение физики интереснее.
Совместными усилиями я думаю получится разработать методики по данному вопросу.
УдалитьЕлена Николаевна, спасибо за опыт и за полезную информацию. Мне очень понравилась разработка способов. И все же физика это интересный и познавательный предмет.
ОтветитьУдалитьЛия Николаевна мне интересно читать и ваши статьи, некоторые ваши идея, я думаю, можно реализовать и в рамках моего предмета.
УдалитьВсем спасибо за комментарии.
ОтветитьУдалитьМне право интересно как мои ученики воспримут подобный подход дальше, сейчас в 8, а после и в 9 класах. И какими они придут к экзаменам.
7 класс мы закончили и тот результат, который имеется, мне действительно уже нравится. Правда, не всегда было с ними просто и не все хотят изучать что-то новое, но многим творческие уроки нравятся.